Заявление об оспаривании нормативного правового акта

Самое важнее по теме: "Заявление об оспаривании нормативного правового акта" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 209 КАС РФ. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта..

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 209 КАС РФ. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

    1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

    2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

    1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

    2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

    3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

    4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

    5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

    6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

    7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

    8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

    3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

    Разъяснения Пленума ВС РФ

    В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся следующие разъяснения:

    Обязательность указания в административном иске на нарушение прав, свобод и интересов

    В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения (пункт 5 части 2 статьи 209 КАС РФ).

    При несоблюдении данных требований административное исковое заявление оставляется без движения (статья 130, часть 3 статьи 210 КАС РФ).

    В свою очередь, если из сведений, содержащихся в заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (например, гражданин оспаривает нормативный правовой акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, определяющий налоговую ставку налога на имущество организаций), судья отказывает в принятии заявления к производству (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

    Другие разъяснения о практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50.

    Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

    Читайте также:

    1. АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ 1 страница
    2. АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ 2 страница
    3. АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ 3 страница
    4. АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ 4 страница
    5. АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ 5 страница
    6. АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ 6 страница
    7. Англо-саксонская семья правовых систем
    8. Валютно-финансовые условия контрактов.
    9. Верхняя прямая подача в стену и прием мяча.
    10. Виды административно-правовых актов управления
    11. Виды административно-правовых актов управления
    12. Виды административно-правовых норм

    Пункт 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 01.08.2013 г.) предусматривает следующее: «Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части».

    Конституционный суд Российской Федерации право прокурора оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты ограничил следующей оговоркой:

    «Норма части первой статьи 251, которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону»1

    Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в отношении роли прокурора в оспаривании нормативных правовых актов дано следующее разъяснение:

    Читайте так же:  Права наследования по завещанию

    «…прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

    В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя, выступает с объяснениями и поэтому не дает заключения по делу».

    В пунктах 2 – 4 статьи 251 ГПК РФ установлено:

    «2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

    3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

    Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт».

    статья 26 ГПК РФ, часть 1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

    [2]

    2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

    статья 27 ГПК РФ, часть 1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

    2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

    Конституционный суд Российской Федерации полномочие суда общей юрисдикции разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов ограничил оговоркой:

    [3]

    «Норма части первой, второй и четвертой статьи 251, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации» 1

    В отношении части 4-й статьи 251 ГПК РФ следует обратить внимание на определение Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» родовой подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов:

    «Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти. Дела об оспаривании нормативных правовых актов … в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, рассматриваются Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

    Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    Все дела об оспаривании нормативных правовых актов, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов рассматриваются районными судами.

    Мировые судьине вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23 ГПК РФ)».

    Пунктами 5 – 8 статьи 251 ГПК РФ установлено:

    «5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

    6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

    7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении».

    Статья 131 ГПК РФ, часть 2. В исковом заявлении должны быть указаны:

    1) наименование суда, в который подается заявление;

    2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

    3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

    4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

    5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

    6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

    Читайте так же:  Что могут забрать судебные приставы за долги

    7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

    8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

    В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

    Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

    2. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов(ст. 252 ГПК РФ).

    Порядок рассмотрения заявлений об оспаривании нормативных правовых актов изложен в статье 252 ГПК РФ:

    1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.

    2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации — в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

    2. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно».

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 г. суд должен не только принимать необходимые меры к надлежащему извещению лиц, обратившихся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта или его части, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, принявших оспариваемый акт, о времени и месте судебного заседания (согласно части 1 статьи 252 ГПК РФ), но и добиваться явки в судебное заседание представителей органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт:

    «С учетом того, что основной задачей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только заявителя, но и неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта, судам не следует оставлять без внимания факты уклонения представителей органа или должностного лица, издавших этот акт, от явки в судебное заседание. В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа в пределах, установленных частью 4 статьи 246 ГПК РФ. Фактам неявки представителя органа или должностного лица, издавших акт, может быть дана соответствующая оценка не только судом первой инстанции (статья 226 ГПК РФ, часть 4 статьи 246 ГПК РФ), но и при кассационном рассмотрении дела (статья 336 ГПК РФ), в частности при обсуждении вопросов о представленных органом или должностным лицом новых доказательствах (часть 1 статьи 358 ГПК РФ), а также при рассмотрении дела судом надзорной инстанции» (п.15).

    Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 594 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    —>Профессиональная Юридическая Консультация +7(962)9232019 —>

    07.07.2010, 12:57

    В Верховный суд Российской Федерации

    Адрес: Адрес: г. Москва, ул. Поварская, д. 15

    Орган государственной власти РФ,

    принявший оспариваемый нормативный

    об оспаривании нормативного правового акта РФ,

    затрагивающего права, свободы и законные интересы граждан (организаций)

    ___________________________________________________ был принят

    [1]

    (наименование государственного органа)

    (указывается точное и полное наименование оспариваемого нормативного акта, номер и дата принятия)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Указанный акт содержит положения, нарушающие права заявителя: ____

    (указывается, какие конкретно положения принятого акта нарушают права, свободы и законные интересы заявителя, в чем эти нарушения выражаются, в каких конкретно нормативных и иных актах закреплены нарушенные права заявителя)

    Также указанный акт не соответствует _________________________

    (указывается норма закона или нормативного акта, которой не соответствует оспариваемый акт)

    В связи с вышеизложенным , в соответствии со ст.ст. 26, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

    Признать недействительным (полностью или частично) ___________

    (указывается точное и полное наименование нормативного акта, его номер, дата, конкретные разделы, части, пункты, параграфы)

    (указывается полное наименование органа, принявшего оспариваемый акт)

    1. Копия оспариваемого нормативного акта.

    2. Документ, подтверждающий оплату госпошлины.

    3. Копи заявления по числу лиц, участвующих в деле.

    4. Иные документы, подтверждающие требования, и их копии по числу лиц, участвующих в деле.

    5. Свидетельство о регистрации, учредительные документы (для организаций).

    6. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя (в случае, если заявление подано представителем).

    Заявление об оспаривании нормативного правового акта

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа власти

    Образец административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ (или: представительного органа муниципального образования) (общая форма)

    В … районный суд
    (верховный суд республики/
    краевой/областной суд/
    суд города федерального
    значения/суд автономной
    области/суд автономного округа) …
    (указать республику/край/область/город
    федерального значения/автономную область/
    автономный округ)

    Административный истец: … (Ф.И.О.)
    адрес: …, (место жительства или пребывания),
    (дата и место рождения),
    телефон: …, факс: …, адрес электронной почты: …

    Представитель административного истца: …
    (данные с учетом ст. 54 — 57 КАС РФ),
    адрес: …, телефон: …, факс: …,
    адрес электронной почты: …

    Госпошлина: ____ рублей

    Административное исковое заявление
    о признании недействующим нормативного правового акта
    органа государственной власти субъекта РФ
    (или: представительного органа муниципального образования)

    «___»______ __ года …… (указать наименование органа государственной власти субъекта РФ (или: представительного органа муниципального образования)) был принят … (указать вид нормативного правового акта, например, Указ, Постановление, и т.д.) N __ о … (указать наименование нормативного правового акта, иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте), который был опубликован «__»______ ___ года в … (указать источник опубликования).

    Административный истец является субъектом отношений, регулируемых … (указать вид нормативного правового акта) от «__»_______ __ года N __, принятым административным ответчиком, поскольку _____, что подтверждается _______.

    (Вариант: … (указать вид нормативного правового акта) от «__»______ __ года N ___ применим к административному истцу, поскольку _______, что подтверждается ______.)

    Административный истец считает … (указать вид нормативного правового акта) от «__»_______ ___ года N ___ о … (указать наименование нормативного правового акта) принятый административным ответчиком, противоречащим статье ___ Федерального закона … (указать наименование и реквизиты закона, иного нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу) в части _______ и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, а именно _______, что подтверждается ______.

    Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 20, ст. ст. 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ,

    признать недействующим … (указать вид нормативного правового акта) от «__»______ ___ года N __ о (указать наименование нормативного правового акта) полностью (или: в части _____ ) как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

    Приложение:
    1. Копия оспариваемого нормативного правового акта.
    2. Документы, подтверждающие нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
    3. Документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
    4. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
    5. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело.
    6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
    7. Доверенность представителя административного истца от «___»_______ __ года N __ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
    8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

    «__»______ __ г. Административный истец (представитель): ________/ Подпись________/ (Ф.И.О.)

    Комментарии:

    Разъяснения Верховного Суда РФ:

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ»

    Ведение дел только через представителей

    Согласно ч. 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ и при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ.

    Госпошлина в суд

    Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации определяется в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 4 500 рублей.

    Приложение документов к административному исковому заявлению

    О прилагаемых к административному исковому заявлению документов см. статью 126 Кодекса административного судопроизводства РФ.

    Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений

    Администрация Губернатора Красноярского края
    Правительство Красноярского края

    660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

    Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
    телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
    e-mail: [email protected] (для служебных писем)

    Обращения граждан:
    телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01

    Cправочные телефоны:

    Социальная защита и социальное обслуживание
    телефон: 8-800-350-20-50

    Здравоохранение и лекарственное обеспечение
    телефон: 8-800-700-000-3

    Консультации по вопросам ЖКХ
    телефон: 8-800-333-7007

    Единая справочная служба МФЦ
    телефон: 8-800-200-3912

    Арбитражный суд Пермского края

    Заявление о признании нормативного правового акта недействующим

    Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
    (ст. 191 АПК РФ)

    1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

    2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

    3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

    Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим
    (ст. 192 АПК РФ)

    1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

    Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 193 АПК РФ)

    1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
    В заявлении должны быть также указаны:

    • наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
    • название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
    • права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
    • название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
    • требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
    • перечень прилагаемых документов.

    2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
    3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    Заявление об оспаривании нормативного правового акта

    Рассмотрение заявление об оспаривании нормативного правового акта в гражданском процессе предполагает под собой следующую после его подачи стадию производства по данным делам, заключающуюся в принятии заявления и установлении юридически значимых фактов для разрешения, возникающего гражданского дела по нему по существу. При исследовании этой гражданско-процессуальной процедуры необходимо выделить особенности определения места и времени судебного заседания и извещения о них, а также самого порядка судебного заседания при рассмотрении заявлений по данным делам и установления сроков рассмотрения заявления по данным делам.

    Первое действие суда общей юрисдикции после юридического и фактического принятия заявления об оспаривании нормативного правового акта — это назначение места и времени судебного заседания, в котором данное дело будет рассмотрено и разрешено им по существу. Процессуальная его сущность и направленность состоит в извещении о времени и месте судебного заседания заявителя, прокурора, руководителя органа, принявшего нормативный правовой акт, либо должностного лица, их представителей по ч. 1. ст. 252 ГПК РФ. Оно утверждает сам факт того, что дело принято к рассмотрению и будет рассмотрено судом, устанавливает начала данного процесса. При этом неявка без уважительных причин (в зависимости от обстоятельств дела) надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу.

    Извещение о месте и времени судебного заседания лишь даёт право лицам, заинтересованным в разрешении дела об оспаривании данного нормативного правового акта, участвовать в судебном заседании и защищать свою позицию по этому делу. Приняв дело (заявление) об оспаривании нормативного правового акта к своему рассмотрению, суд обязан его рассмотреть и разрешить, даже в случае отказа лица, обратившегося в суд от своего требования. Таким образом, становится невозможным и бесполезным после принятия поданного заявления об оспаривании нормативного правового акта к рассмотрению, давление со стороны органов государственной и муниципальной власти, их должностных лиц на заявителя. Подтверждается это также и тем, что признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно, согласно ч. 3. ст. 252 ГПК РФ. Это позволяет полностью ограничить распространения властных полномочий органа, принявшего, оспариваемый нормативный правовой акт, в рамках судебного рассмотрения и разрешения таких дел в гражданском процессе, реализовать правовой принцип равенства сторон перед законом и судом.

    Только в одном случае заявление, поданное с соблюдением всех вышеуказанных условий, оставляется без рассмотрения: если при рассмотрении заявления о признании нормативного правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о частном праве, подведомственный суду. Споры о частном праве рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции в Российской Федерации в порядке искового производства, а не производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (в том числе и делам об оспаривании нормативных правовых актов). Такое несоответствие предметов спора устанавливается лишь перед рассмотрением принятого заявления.

    Порядок рассмотрения заявлений по делам об оспаривании нормативных правовых актов имеет также свои особенности при реализации принципа состязательности гражданского процесса при разрешении данной категории дел. Состязательная форма проявляется в последовательности выступлений заинтересованных лиц: первым выступает заявитель, представитель заявителя (заявителей), обосновывающий незаконность полностью и в части правового акта, затем руководитель органа государственной власти, издавшего акт, или должностное лицо, их представители, обосновывающие правомерность акта. Судом исследуются в основном письменные доказательства, касающиеся не фактических обстоятельств дела, а правового статуса органа, издавшего оспариваемый акт, изучаются нормы законов по их текстам.

    И последняя особенность рассмотрения заявление по делу об оспаривании нормативного правового акта — это его временные границы осуществления. В отличие от судебного рассмотрения в исковом производстве заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается не два месяца со дня его подачи, а в течение месяца. Связано это с целью повышения эффективности судебного контроля над деятельностью органов государственной и муниципальной власти, выражающейся в разработке и принятии нормативных правовых актов, недопущения причинения большого вреда общественным отношениям, заявителю действием и применением оспариваемого нормативного правового акта, пока дело по нему находится на рассмотрении.

    Однако из общего правила установленного срока рассмотрения заявлений по делам об оспаривании нормативных правовых актов имеется одно исключение. Ч. 2. ст. 252 ГПК РФ закрепляет право Верховного Суда Российской Федерации рассматривать заявление об оспаривании нормативного правового акта в течение трех месяцев со дня его подачи. Связано это с большой загруженностью Верховного Суда РФ работой и выполнением им большого количества функций, чем нижестоящими судами общей юрисдикции.

    Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях 2 и 3 статьи 253 настоящего Кодекса, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ, и норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пункте 2 части 1 статьи 26, части первой статьи 251 настоящего Кодекса, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признаны несоответствующими Конституции РФ

    Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

    О конституционно-правовом смысле положений частей 1, 2 и 4 статьи 251 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. N 1-П, определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 58-О

    1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

    2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

    3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

    4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

    5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

    6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

    7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

    Источники


    1. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.

    2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

    3. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
    4. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
    Заявление об оспаривании нормативного правового акта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here