Возмещение ущерба при дтп с виновника по осаго – судебная практика и советы

Самое важнее по теме: "Возмещение ущерба при дтп с виновника по осаго – судебная практика и советы" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Каким бы аккуратным и законопослушным не был водитель, даже ему избежать ДТП удается не всегда. Ведь безопасность на дороге зависит не только от него одного. Не нарушая правил дорожного движения можно оказаться пострадавшей в аварии стороне по вине других автовладельцев.

Количество ДТП на дорогах не уменьшается, что приводит к увеличению числа лиц, получивших в результате аварий ущерб здоровью или своему имуществу. Кто и каким образом будет возмещать его? Что следует предпринять пострадавшим в ДТП лицам для восстановления своих автомобилей?

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Согласно положений ГК РФ причиненный пострадавшей стороне ущерб возмещается в полном объеме. Из смысла статьи 1072 ГК РФ следует, что при недостаточности суммы, выплаченной страховой компанией по заключенным ею договорам, разницу между суммой реального ущерба и страховым возмещением можно получить с виновника аварии.

При наличии таких обстоятельств примите меры к получению с него сумм, которые позволят вам полностью восстановить свое здоровье и отремонтировать поврежденный автомобиль.

Законодательство устанавливает пределы выплат при наступлении страховых случаев. Вследствие чего ситуации, когда возникает необходимость взыскания дополнительных сумм с виновника аварии, встречаются часто. К примеру, по полису ОСАГО вами была получена максимальная сумма 400 000 рублей. В то время как на полное восстановление автомобиля требуется 535 000 рублей.

Чтобы добиться получения разницы в 135 000 рублей, сделайте следующее:

  • подготовьте письменную претензию виновнику аварии. Укажите в ней размер полученного страхового возмещения, обоснуйте реальную стоимость ремонта и укажите сумму, которую просите выплатить вам. Все изложенные в претензии факты не должны быть голословными. Подтвердите их документально;
  • дождитесь ответа. Обычно на это уходит один месяц. Если виновник ДТП никак не отреагирует на ваше обращение или вы получите отказ, то готовьтесь к защите своих интересов в суде.

Первым делом напишите исковое заявление в трех экземплярах и приобщите к нему указанные ниже документы:

  • протокол о ДТП, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • страховой полис;
  • ПТС и технический паспорт на транспортное средство;
  • подтверждение размера полученного вами страхового возмещения;
  • документы о стоимости восстановительного ремонта. Ими могут быть экспертное заключение или квитанции об оплате вами ремонтных работ, или о приобретении запасных частей или деталей;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Все документы, прилагаемые к иску, представляются в копиях. Это не относится к документу об оплате госпошлины. Без ее подлинника иск могут вернуть вам без рассмотрения.

Дела такой категории не считаются в судебной практике легкими и простыми. Зачастую истцу приходится оспаривать и экспертное заключение, если он полагает, что размер реального ущерба намного превышает указанную экспертами. Вместе с тем таких же действий можно ожидать и от ответчика, по мнению которого сумма причиненного им ущерба завышена.

Можете подготовить иск самостоятельно, воспользовавшись образцами, которые несложно найти в интернете. Но все же обратитесь к юристам, которые составят иск с учетом конкретных обстоятельств вашего дела, дадут исчерпывающую консультацию и смогут представить ваши интересы в суде. Именно они смогут найти слабые места в позиции ответчика и опровергнуть его доводы.

Взыскание ущерба с виновника ДТП без учета износа

Гражданское законодательство устанавливает принцип полного возмещения виновным лицом причиненного им материального ущерба (ст. 1072 ГК РФ).

К примеру, виновник аварии обязан будет доплатить пострадавшему разницу между реальной суммой ущерба и страховыми выплатами, сделанными страховщиком. ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года оговаривает сумму предельных выплат по страховым полисам, оформленным после 01 октября 2015 года. Их максимальный размер равен 400 000 рублям при причинении вреда имуществу.

Согласно ст. 15 ГК РФ потерпевший при ДТП вправе рассчитывать на возмещение ему убытков в полном объеме. Причем под убытками понимаются не только затраты на ремонт и восстановление имущества. К ним относится и упущенная выгода.

К примеру, те доходы, которые получил бы потерпевший при обычном использовании своей автомашины, не будь она повреждена.

В силу ч. 18 и 19 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик возмещает убытки, определяя сумму расходов, которые потребуются для приведения поврежденного имущества в первоначальное положение, то есть, в то состояние, в каком оно находилось до ДТП. Расходы на запасные части и детали автомобиля определяются им с учетом их износа. Степень износа комплектующих устанавливается экспертами.

Итак, сумма страхового возмещения, которую может получить от страховщика пострадавший в аварии, зависит от стоимости ремонта с учетом износа заменяемых деталей, от упущенной выгоды. Но она ограничивается установленными законодательством лимитами.

Поэтому если вы получили страховое возмещение в максимальном размере, но эта сумма не покрыла всех ваших фактических затрат на восстановление автомобиля, то реализуйте свое право на обращение в суд с иском к ответчику. Именно ему придется выплачивать вам недостающую сумму.

Вопрос о том, можно ли взыскать с виновника аварии ущерб без учета износа запасных частей, долгое время оставался спорным. В судах не было единой позиции при рассмотрении таких дел. Точку в этом вопросе поставил Пленум Верховного суда РФ, разъяснивший в своем постановлении от 23.06.2015 г. № 25 основные моменты.

Он указал, что при определении реального ущерба следует учитывать не только уже понесенные потерпевшим затраты, но и те расходы, которые ему предстоит произвести для восстановления своего имущества. Если при ремонте некоторые запасные части автомобиля были заменены на совершенно новые, то в сумму причиненного потерпевшему ущерба включается их фактическая стоимость.

Даже несмотря на то, что это повлечет за собой существенное улучшение бывшего в использовании автомобиля пострадавшего и увеличение его стоимости. Если ответчику удастся доказать, что помимо установки новых запчастей имелся другой более экономичный и доступный способ устранения проблемы, то размер возмещения судом может быть уменьшен.

Читайте так же:  Как можно прописать ребенка в квартиру к бабушке

Следует иметь в виду, что при определении суммы ущерба будут приниматься во внимание и последствия, которые могут проявиться в будущем. Например, при последующей реализации автомобиля, поврежденного при ДТП, он сможет быть продан только по более низкой цене в связи с утратой его товарного вида либо проведенным восстановительным ремонтом.

Из содержания постановления следует, что ущерб возмещается без учета износа запасных частей. Поэтому при определении причиненного вам ущерба принимайте во внимание стоимость их фактической покупки. Это позволит вам предъявить иск виновнику аварии в большем размере.

Что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

Может ли страховая требовать деньги с виновника ДТП , читайте тут.

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа

Размер страхового возмещения по полису ОСАГО рассчитывается по единой методике, утвержденной ЦБ РФ 19.09.2014 года. Страховая компания определяет сумму расходов на запасные части с учетом их износа, но в пределах утвержденного лимита. Ранее, если страховая компания определяла размер страхового возмещения и он не превышал 400 000 рублей, то пострадавшее лицо теряло право взыскания с виновника ДТП каких-либо сумм.

[2]

Оно могло обратиться в суд только в том случае, если подсчитанная страховщиком выплата была больше 400 000 рублей. Оставшуюся сумму должен был заплатить виновник аварии. Действия пострадавшей стороны находились в зависимости от того, в какую сумму выльется возмещение, подсчитанное страховщиком.

После вмешательства Конституционного суда ситуация изменилась. Автовладельцы из Краснодарского края вынуждены были обратиться за защитой своих интересов в Конституционный суд. Оказавшись пострадавшими в результате ДТП, они безуспешно пытались получить возмещение без учета износа замененных запасных частей. Все судебные инстанции отказывали им в удовлетворении их требований.

Конституционный суд посчитал их позицию обоснованной. Он признал, что ФЗ об ОСАГО можно применять только к отношениям между пострадавшим и страховщиком по поводу получения возмещения. Все остальные вопросы, возникающие между виновником аварии и пострадавшим должны рассматриваться по нормам ГР РФ.

Статьи 15 и 1064 ГК РФ предусматривают обязанность причинителя вреда возместить убытки в полном объеме. Статья 1072 ГК РФ четко оговаривает , что потерпевший должен получить ту сумму невосполненного ему ущерба, которая определяется как разность между суммой полученного возмещения и фактическим размером убытков, если страховая выплата не покрыла их.

Конституционный суд обратил внимание на то, что при определении по указанному выше методу размера выплат он не соответствует действительным затратам. Ведь стандартный подход исключает возможность принятия во внимание индивидуальность каждого автомобиля и особенностей, присущих каждому страховому случаю.

Итак, для получения разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Что нужно предпринять для возмещения вам ущерба без учета износа:

  • правильно оформить документы после совершения ДТП. Сделать это можно, вызвав на место аварии сотрудников ГИБДД. Если позволяют условия, то составьте европротокол;
  • подайте заявление страховщику для получения возмещения или направления автомобиля на ремонт;
  • при покупке новых запасных частей сохраняйте все квитанции в подтверждение ваших расходов на доплату. Она определяется как разница между их реальной стоимостью и суммой, оплаченной страховщиком;
  • составьте претензию в адрес виновника аварии о возмещении вам сумм, потраченных на покрытие указанной выше разницы;
  • направьте претензию виновнику аварии почтой или вручите ему ее лично. Главное, иметь документы, подтверждающие получение им претензии с указанием даты ее вручения;
  • не забудьте приобщить к претензии копии всех подтверждающих документов;
  • при неполучении ответа или отказе виновника аварии готовьте иск в суд.

Чем будет руководствоваться суд при рассмотрении вашего иска?

Он будет учитывать рекомендации Конституционного суда и принимать во внимание следующее:

  • насколько эти расходы были необходимы и обоснованны;
  • условия использования автомобиля;
  • какие требования установлены производителем автомобиля;
  • имелся ли помимо замены запчастей на новые другой способ устранения повреждений автомобиля: более экономичный и вполне доступный;
  • подтверждены ли документально эти расходы.

Вместе с тем суд принимает во внимание сумму реального ущерба, указанную в исковом заявлении потерпевшим, только при условии, что она подтверждена доказательствами. Обязанность ее доказывания лежит на истце.

Взыскание ущерба здоровью при ДТП с виновника через суд

В авариях, как правило, есть две стороны – пострадавший и нарушитель. Ущерб, причиненный в таких ДТП, обязан выплачивать виновный, если это не покрывается условиями страхового договора.

Дорожно-транспортные происшествия зачастую не могут обойтись без материальной компенсаций ущерба причиненного вреда одной из сторон.

Именно поэтому нужно быть готовым к данной неприятной процедуре. Более того, если от оперативности и правильности действий пострадавшей стороны будет зависеть и будущая выплата, а также ее размер.

Именно поэтому, для того чтобы взыскать компенсацию с нарушителя правил дорожного движения, необходимо знать, в каких именно случаях это допускается, и в каком именно порядке следует проводить возврат денежных средств.

Рекомендуется обращать внимание на моменты, где объясняется, что можно предъявить ответчику во время судебного разбирательства, или же что именно подлежит компенсации.

Как взыскать ущерб здоровью при ДТП с виновника через суд

Существует ряд определенных обстоятельств, при которых взыскание материальной компенсации возможно только через судебное разбирательство.

К подобным следует отнести:

  • Наиболее частая ситуация – у нарушителя ПДД отсутствовал страховой полис или же он был просрочен. В таких ситуациях, страховая компания не может выплатить денежную компенсацию;
  • Если нанесенный ущерб превышает допустимый максимум, который установлен для страховых компенсаций. В случае повреждений автомобиля, выделяют до 400 000 руб. на восстановление. Если же вред был нанесен жизни или здоровью человека – до 500 000 руб.;
  • Если пострадавший решил взыскать с нарушителя компенсацию за моральный ущерб. Подобные ситуации не покрываются страховым полисом ОСАГО. Именно поэтому следует обращаться в суд в подобных ситуациях;
  • Если причиненный вред автомобилю не относится к категории страховых случаев. К примеру, было нанесено небольшое повреждение на парковочном месте возле многоквартирного дома.
Читайте так же:  Полиция бездействует в московской области

Как оформить исковое заявление?

Если пострадавшей стороне не удается добровольным путем добиться компенсации, необходимо обращаться в суд по этому поводу. Чтобы получить гарантировано полную выплату, зачастую к судебному разбирательству привлекается опытный адвокат, который специализируется именно по этой тематике.

Практика показывает, что некоторые водители не идут на дополнительные растраты на автомобильных юристов и пытаются решить все вопросы самостоятельно.

Для подобных случаев необходимо самостоятельно оформить исковое заявление. Следует отметить, что нет специальной структурированной формы.

Однако в заявлении должны присутствовать следующие компоненты:

  • наименование суда и его местоположение;
  • перечисление всех участников судебного разбирательства (истец, ответчик и третьи лица, если таковые имеются);
  • заявитель обязан максимально подробно описать случившееся дорожно-транспортное происшествие, которое привело к необходимости возмещения материального ущерба;
  • основания, на которые основывается истец, для того чтобы требовать компенсацию от ответчика. В этом пункте также должны быть правила, которые нарушил ответчик и причина отказа страховой компании в выплате компенсации;
  • сумма материальной компенсации, которую ответчик обязан возместить пострадавшей стороне;
  • обязательно следует внести информацию о том, что до подачи иска, виновной стороне предъявлялись претензии, и какая поступила на них реакция.

Не стоит забывать о документах, которые необходимо приложить к иску.

[1]

К подобным относят:

  • Справки и копии чеков из медицинских учреждений с информацией, сколько было потрачено на лечение, и какой вред был нанесен здоровью пострадавшей стороне;
  • Копии (должны быть в том количестве, сколько присутствует участников судебного разбирательства) искового заявления и приложенных документов;
  • Документ, который подтверждает, что госпошлина была оплачена, оплата зависит от процента суммы ущерба, а все необходимые реквизиты для оплаты можно найти на информационных стендах в судебных помещениях;
  • Необходимо приложить документы, которые могут описать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Практика показывает, что зачастую используют протокол, который должны оформить сотрудники ГИБДД;
  • Акт экспертизы, где находится информация об уровне причиненного вреда и сумме, которая необходима для компенсации повреждений в аварии.

Оценка вреда здоровью

Для того чтобы получить материальную компенсацию, которая была причинена здоровью человека, необходимо предоставить соответствующие документы.

В первую очередь, это медицинская справка, которая подтверждает факт полученных повреждений и то, что они были вылечены.

Практика показывает, что дополняют справку выпиской из истории болезни и заключением судебно-медицинской экспертизы, которая может указать на степень тяжести полученных травм.

Также к обязательным относят копии всех чеков, где имеется информация, сколько было потрачено на лечение. В дополнение часто относят оплату приема врачей, затраты на реабилитацию.

Об ответственности за ДТП с пострадавшими читайте тут.

Допускается требование денежной компенсации также и за упущенное время нетрудоспособности для заработка.

Оценка морального ущерба

Следует принять во внимание, что самостоятельно выставить сумму полученного морального ущерба невозможно, так как она устанавливается в ходе судебного разбирательства, а также не облагается пошлиной.

Моральный ущерб может взыскиваться, если был причинен вред здоровью либо же жизни человеку автомобилем в дорожно-транспортном происшествии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный процесс происходит относительно пункта 1 статьи 1100 и статьи 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Если же потерпевший умер, взысканием морального ущерба обязаны заниматься его ближайшие родственники.

Возмещение происходит на добровольной или же принудительной основе, в зависимости от самого виновного или же решения суда, соответственно.

Однако для того чтобы получить эту выплату, необходимо быть настойчивым и не бояться пользоваться услугами адвоката в этом вопросе.

Если хорошо подготовиться, можно получить материальную компенсацию за понесенные в ходе судебного разбирательства расходы.

После того, как весь пакет документов был собран, следует подать их в суд. Стоит учитывать тот факт, что если итоговая исковая сумма меньше 50 000 руб., судебное разбирательство будет проводить мировой судья, если же сумма больше этой – проводит судебное разбирательство городской или же районный судья.

Рекомендуется использовать помощь юристов, так как это значительно уменьшит затраты времени на подготовку за небольшую оплату.

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником

Убыток может быть получен при следующих обстоятельствах:

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

Если вы стали участником ДТП, то главный вопрос, встающий перед вами – возмещение ущерба по страховке ОСАГО с виновника. Однако довольно распространенной является ситуация, когда наличие данного полиса не гарантирует выплат за причиненный ущерб.

Это связано с рядом причин, таких как:

  • мошенничество недобросовестных СК с полисами,
  • банкротство некоторых страховых компаний,
  • намеренное затягивание сроков выплат
  • и др.

После составления протокола ГИБДД о ДТП важен порядок действий, который включает в себя:

  • подачу заявления в страховую компанию в течение трех дней. Причем важно подать в обе – свою и другого участника ДТП, так как статус виновника и пострадавшего юридически определяется только судом;
  • экспертизу и оценку стоимости повреждений транспортного средства независимым экспертом;
  • в случае наличия пострадавших в ДТП – сбор подтверждающих медицинских документов и кассовых чеков за оплату лечения и реабилитации.

По действующему законодательству компенсацию ущерба после ДТП страховая компания должна выплатить в течение 30 дней после получения необходимого пакета документов.

В случае нарушения данных обязательств СК обязана выплатить неустойку. Однако если ситуация с ДТП изначально спорная и есть пострадавшие, вы должны предоставить сотрудникам ГИБДД письменные объяснения на месте происшествия, а после этого – дать показания следователю и участвовать в различных следственных действиях.

Возможно, вам придется защищаться от выдвинутых обвинений. В этом случае сразу звоните нам и получите оперативную бесплатную консультацию до письменных объяснений полиции!

Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет ОСАГО

Несмотря на то, что полис автогражданки является обязательным страхованием, участник движения может его и не иметь.

В этом случае виновник ДТП заплатит положенный штраф в ГИБДД, но может отказаться от взыскания ущерба в пользу пострадавшей стороны. В этом случае вам однозначно понадобится помощь юриста.

[3]

Существует и еще один нюанс: у виновника ДТП имеется страховка ОСАГО, в которой указан конкретный автомобиль, но количество вписанных в договор водителей может варьироваться. И в момент происшествия за рулем может оказаться именно тот человек, который не был вписан в полис.

Читайте так же:  Как изменится зарплата учителей последние новости

В таком случае страховая компания обоснованно откажется выплачивать ущерб. Если вы столкнулись с ситуацией, когда у виновника ДТП нет ОСАГО – позвоните в «Автоюрист Москва» и получите профессиональную консультацию нашего юриста!

Возмещение через суд

Когда вторая сторона по каким-либо причинам отказывается в полной мере компенсировать ущерб либо встает вопрос о взыскании ущерба с виновника сверх лимита ОСАГО, стоит обратиться за профессиональной помощью.

Юристы нашей компании имеют многолетний и успешный опыт судебной практики, включающий успешную борьбу с различными уловками страховщиков:

  • затягивание страхового возмещения убытков, полученных вследствие ДТП;
  • намеренное занижение суммы страховой компенсации посредством работы со своим собственным «независимым» экспертом;
  • случаи, когда страховая компания отказывается возместить ущерб. Основанием отказа является то, что повреждения были получены в другой, не заявленной вами аварии. В этом случае страховщики ссылаются на заключение транспортно-трассологической экспертизы;
  • ситуации, когда по оценке СК цена ремонта машины превышает его стоимость до ДТП. Страховые агенты при существенных повреждениях авто зачастую занижают его доаварийную цену и завышают послеаварийную стоимость;
  • эпизоды, когда страховая компания отказывается ввести в общую сумму компенсации УТС (утрату товарной стоимости автомобиля).

Став участником ДТП, в любом случае лучше обратиться к профессионалам. Звоните нашим экспертам – они помогут вам быстрее вернуть деньги и восстановить свое авто!

8 800 350-31-01
+7 499 755-58-01

Также вы можете воспользоваться формой on-line:

Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

В последние 5 лет законодательство об ОСАГО претерпело существенные изменения. Ремонт получил приоритет перед денежной выплатой, а надзор в сфере ОСАГО перешел к ЦБ РФ. О том, как отразились на судебной практике эти нововведения расскажет наша очередная статья.

До начала 2016 года вопрос о взыскании возмещения со страховой компании через суд решался довольно просто. Субъект, попавший в ДТП, получал страховую выплату и тут же обращался в независимую экспертную организацию, где проводил независимую оценку. Как правило, она показывала больший ущерб, чем насчитал страховой оценщик. Далее, человек подавал страховщику претензию и требовал доплаты. В случае отказа он (или автоюрист) шёл в суд и выигрывал дело, получая не только доплату, но и штраф по закону о защите прав потребителей, а также неустойку.

Однако с 2015 года государство, поддавшись давлению страховых компаний, начало реформировать систему ОСАГО. Для начала оно передало регулирование в этой области в руки ЦБ РФ. Центробанк тут же принял новое Положение о правилах страхования (№431-П), а также методику расчета восстановительного ремонта (№ 432-П). Последняя ввела единый порядок расчета стоимости повреждений. Кроме того, союз автостраховщиков (РСА) разместил на своём сайте справочники, где указал цены деталей, которые должны учитываться при расчете ущерба, при этом они обязаны обновляться не реже, чем один раз в 2 квартала.

Ну и наконец, власть внесла изменения в закон об ОСАГО. Она установила приоритет ремонта перед выплатой деньгами. Исключения из этого правила возможны только в исключительных ситуациях, а именно: для юрлиц, при полном уничтожении машины, при превышении стоимости ремонта суммы в 400 000 рублей, при равной вине участников, а также в других случаях, установленных законом.

На заключительном этапе в дело вступили СМИ. Они начали распространять информацию о мошеннических схемах в ОСАГО, а также о незаконной работе автоюристов.

Эти действия привели к постепенному слому судебной практики, сложившейся с 2002 года. И вот, как она выглядит сегодня..

Довзыскание не выплаченного возмещения

Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто. Правда размеры дополнительных выплат резко уменьшились. Причина понятна — эксперт, проводя исследование, обязан применять методику ЦБ РФ и справочники РСА. Использование иных методов и способов расчета недопустимо.

Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.

Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.

Новая экспертиза показала, что ответчик действительно не доплатил, но не 90 000, а чуть более 40 тысяч рублей. Это расхождение вполне укладывается в статистическую погрешность. Скорее всего, оценщик, работающий со страховой фирмой, взял за основу минимальную стоимость норма-часа ремонтных работ.

В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).

Исключение из правил, или когда нет доверия справочникам

Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).

Страховая компания отвечает за некачественный ремонт

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Читайте так же:  Правоустанавливающие документы на земельный участок

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).

Непредставление транспортного средства для осмотра ведет к отказу в выплате страхового возмещения

Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.

Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.

Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.

Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).

Непосредственное взыскание с виновника, если он не застрахован по ОСАГО

Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.

Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.

Взыскание разницы между возмещением и фактическим ущербом

Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился. Учитывая это обстоятельство, государство подняло максимальный размер выплат до 400 000 рублей и переломило негативную тенденцию. Число подобных случаев резко уменьшилось.

Размер выплат и степень вины участников ДТП

Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности). Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.

Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба. При рассмотрении подобных материалов судья должен, прежде всего, признать виновным второго участника ДТП и только после этого вынести решение о довзыскании со страховой компании возмещения. (Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда № 2-11445/2017 от 01.09.2017 года).

Краткие выводы

Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу. Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя. С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.

Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.

В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.

Читайте так же:  Составление обязательства о выделении доли по материнскому капиталу

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника ДТП по ОСАГО?

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт. Все бы хорошо, но есть одно «но»: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей. Конечно же, вы жаждете получить эти деньги с виновника ДТП, но до недавнего времени суды отказывались удовлетворять такие иски.

Почему раньше суды отказывались взыскивать износ с виновника?

Потому что существовало разъяснение Верховного Суда РФ из обзора судебной практики №4 за 2015 год. Мы подробно рассказывали о нем вот в этой статье: Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа.

Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014). Методика и закон исходят из того, что все расходы на запчасти определяются с учетом износа. То есть потребовать доплату с виновника ДТП можно только в случае, когда размер страховой выплаты по ОСАГО получается больше 400 тысяч рублей. Страховая выплатит вам 400 тысяч, остальное вы можете взыскивать с виновника. Если размер выплаты меньше 400 тысяч рублей, всю сумму ущерба вам перечисляет страховая, а с виновника ничего получить нельзя. Так было до недавнего времени, пока в ситуацию не вмешался Конституционный суд.

Почему Конституционный суд разрешил взыскивать износ с виновника ДТП?

Четверо автолюбителей из Краснодарского края, попав в ДТП, решили попробовать через суд получить возмещение за износ с виновников аварий. Все суды им в этом отказали на основании позиции Верховного Суда. Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2017 года в постановлении №6-П КС принял их сторону.

КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты. Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда. В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Конституционный суд также обратил внимание на то, что рассчитанная по единой методике сумма выплаты может не соответствовать реальным затратам на ремонт, а формулы расчета износа являются усредненными и не учитывают особенности конкретной машины.

Вывод КС РФ: для покрытия разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Как получить сумму износа с виновника ДТП?

  1. Правильно оформить ДТП — с вызовом полиции или без вызова, если размер ущерба позволяет. Как оформить ДТП без вызова полиции.
  2. Обратиться в страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба (или в страховую виновника, если прямое возмещение в данном случае невозможно) и получить страховую выплату или направление на ремонт.
  3. Сделать доплату за износ при ремонте авто и обязательно сохранить подтверждающие документы (акт из страховой компании, чеки, квитанции и др.). При получении денежной выплаты собирайте все документы на покупку необходимых запчастей и проведение ремонта, чтобы обосновать недостаточность страховой выплаты.
  4. Написать виновнику претензию о возмещении суммы износа, вручить лично под роспись или отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением. К претензии нужно приложить копии подтверждающих документов.
  5. При отсутствии реакции готовить исковое заявление в суд.

Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?

Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2017 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:

  • необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
  • требования завода-изготовителя;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
  • есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
  • не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).

При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.

Что делать виновнику ДТП, если с него требуют доплату за износ?

Видео (кликните для воспроизведения).

После получения претензии от потерпевшего обязательно свяжитесь с ним и попросите документы, подтверждающие его реальные расходы на новые запчасти. Если такие документы потерпевший не предоставит, возможно, вам стоит подождать, пока он обратиться в суд. В суде вы сможете знакомиться со всеми материалами дела и представлять свои доказательства, в том числе требовать экспертизу (оценку ущерба). В любом случае рекомендуем принимать решение об удовлетворении претензии потерпевшего и выбирать тактику для суда после подробной консультации с юристом по всем имеющимся документам и анализа судебной практики по своему региону.

Учтите, что по новым правилам, вступившим в силу 28.04.2017, доплата за износ запчастей при направлении поврежденной машины на ремонт отменена.

Источники


  1. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  2. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.

  3. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Возмещение ущерба при дтп с виновника по осаго – судебная практика и советы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here