Реестр исполнительных производств фссп и его значение в правовой практике

Самое важнее по теме: "Реестр исполнительных производств фссп и его значение в правовой практике" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 г. N 248 «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 г. N 248
«Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде»

С изменениями и дополнениями от:

10 октября 2014 г., 27 декабря 2017 г.

В целях обеспечения осуществления государственных функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 23, ст. 2761; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4539, 4540; N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2312; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4573, 4574; N 49, ст. 7014, 7041, 7061, 7067; N 50, ст. 7343, 7347, 7352), статьей 4 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701) и Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; 2006, N 8, ст. 895; 2008, N 17, ст. 1815; 2008, N 43, ст. 4921; 2009, N 6, ст. 718; 2009, N 31, ст. 3928; 2010, N 19, ст. 2300; 2011, N 18, ст. 2597; N 37, ст. 5198; N 39, ст. 5458) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде.

2. Определить средством создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов федеральную государственную информационную систему «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов».

3. Ввести в эксплуатацию автоматизированную информационную систему Федеральной службы судебных приставов в части создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов с 01.07.2012.

4. Управлению информационных технологий (Звягина Н.В.) обеспечить доработку автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов для создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов.

5. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Игнатьеву Т.П.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2012 г.

Регистрационный N 24625

Утвержден порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП России в электронном виде.

База данных создается с помощью «Автоматизированной информационной системы ФССП России» (АИС ФССП России), которая вводится в эксплуатацию с 01.07.2012.

База данных ведется в центральном аппарате ФССП России и ее территориальных органах.

Цель — обеспечить деятельность Службы по принудительному исполнению судебных актов, решений других органов и должностных лиц.

В банк данных включаются номенклатура дел; входящая корреспонденция; обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве; запросы судебного пристава, дознавателя и ответы на них; судебные акты и др.

Определено, какая информация является общедоступной.

Ежедневно по рабочим дням сведения передаются в автоматическом режиме по защищенным каналам.

Срок хранения информации (документов) в банке данных определяется в соответствии с установленным сроком хранения бумажных документов (или номенклатурных дел).

Для их уничтожения применяются штатные средства АИС ФССП России. При этом составляется соответствующий акт.

Закреплено, как защищается информация в базе данных.

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 г. N 248 «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2012 г.

Регистрационный N 24625

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2012 г. N 203

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФССП России от 27 декабря 2017 г. N 676

Изменения вступают в силу с 23 января 2018 г.

[2]

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 октября 2014 г. N 594

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Исполнительные производства судебных приставов: процедуры и реестр

Для возбуждения исполнительного производства взыскателю необходимо направить в ОФССП заявление и исполнительный лист. Образец первого выложен на сайте Федеральной службы. Документ составляется по плану с указанием всех необходимых данных. Неполнота или недостоверность информации может стать поводом для отказа в производства.

Возбуждение исполнительного производства

Сотрудник ФССП возбуждает производство по заявлению на основании исполнительного листа. Документы следует направлять в отделение ФССН или в региональный отдел службы ее руководителю — главному судебному приставу. Тот, в свою очередь, в пятидневный срок (на следующий рабочий день, если дело подлежит срочному исполнению) передает бумаги в соответствующее отделение. Дело возбуждается без заявления, если исполнительный лист передается в ОФССП непосредственно из суда или ведомства, которое вынесло постановление.

Как определить нужное ОФССП? Если должник — физическое лицо, исполнение совершается по месту прописки или пребывания его или его имущества. Если взыскание необходимо с организации, дело передается по месту юридической регистрации ее центрального офиса или филиала или расположению имущества.

В течение 3-х суток после получения документов они передаются конкретному приставу-исполнителю. Тот, в свою очередь, возбуждает дело или отказывает в возбуждении, в чем выносится постановление. Если дело срочное (например, розыск ребенка), на передачу документов приставу и принятие решения по поводу возбуждения дела отводятся сутки. Если исполнительный лист составлен неясно, пристав вправе обратиться за пояснениями в суд или ведомство, которое его выписало.

В постановлении о возбуждении сотрудник ОФССП указывает:

  • срок для добровольного погашения долга (обычно 5 дней), счет и способы оплаты. Этот период начинает течь с получения копии акта должником;
  • размер исполнительского сбора в случае, если должник не уплатит всю сумму добровольно или не предоставит доказательства объективных непредвиденных обстоятельств, препятствующих этому;
  • меры принудительного взыскания, в том числе наложение ареста на имущество, запрет выезда за границу, ограничение специальных прав т. д.;
  • требование к должнику предоставить информацию о своем имуществе, работе, счетах, каналах дохода;
  • административную или уголовную ответственность за уклонение от выполнения своих обязательств.

Копия постановления в день вынесения или на следующий высылается сторонам производства, а также арбитру или должностному лицу, который выдал исполнительный лист.

Документы для возбуждения исполнительного производства

Для возбуждения исполнительного производства взыскателю необходимо направить в ОФССП заявление и исполнительный лист. Образец первого выложен на сайте Федеральной службы. Документ составляется по плану с указанием всех необходимых данных. Неполнота или недостоверность информации может стать поводом для отказа в возбуждении производства.

Читайте так же:  Как и когда нужно вступать в наследство по закону без завещания сроки, документы, порядок и очередно

В «шапке» указывается адресат — полное наименование районного подразделения ФССП или ее региональный отдел — и данные заявителя. Следует указать ФИО, адрес и контактные данные. Если подразделение неизвестно, бумаги направляются руководителю регионального отдела.

Далее пишется просьба возбудить производство на основании сопутствующего исполнительного листа. Указывается его наименование, номер, дата, суд или ведомство, которое его выдало, и предмет взыскания.

Если заявителю известны сведения о должнике, их необходимо вписать (ФИО, наименование организации, место жительства, пребывания, работы, счета в банках и наличие имущества и т. д.). Этот пункт не обязателен, так как ФССП собирает информацию по своим каналам.

Указываются сведения о взыскателе: паспортные данные, адрес прописки и проживания, контактные телефоны, реквизиты счета, куда необходимо направить взысканные деньги.

Закон разрешает подателю заявления ходатайствовать о применении в отношении должника принудительных мер, таких как запрет выезда за границу или ограничение прав. ФССП вправе, но не обязан удовлетворять эти особые пожелания взыскателя. Отказ должен быть мотивирован в постановлении.

В конце приводится список приложений, ставится подпись и дата.

К заявлению прикладывается исполнительный лист. Следует проверить его на правильность составления (ошибки в именах, датах, суммах), так как это напрямую влияет на решение пристава о возбуждении производства. Собранные бумаги лично подаются в отделение ФССП в приемные дни (обычно 2 дня в неделю), или высылаются заказным письмом с уведомлением или описью содержимого.

В 2019 г. сторонам производства доступна онлайн-отправка заявления через личный кабинет на сайте ФССП или портале госуслуг. Для пользование интернет-сервисом необходима регистрация и подтверждение личности. С помощью интернет-сервиса можно проверить статус заявления, подавать ходатайства и жалобы, следить за ходом производства.

Если ФССП отказала в возбуждении исполнительного производства

В ст. 31 ФЗ № 229 приведены причины возможного отказа возбудить исполнительное производство:

  • заявления нет или оно составлено неправильно, не подписано. Анонимные запросы, в которых податель не указал свои данные, также не принимаются к рассмотрению;
  • к заявлению не приложен исполнительный лист или в нем не указаны сведения о должнике и взыскателе, дата вхождения в юридическую силу, основания выдачи и т. д. Полный перечень ошибок, которые делают документ недействительным, приведен в ст. 13 ФЗ № 229;
  • срок исполнения истек и нет запроса на его возобновление. По закону, этот срок составляет 3 года для взыскания долга, 3 месяца для трудовых споров, 2 года для административных дел (в том числе штрафов ГИБДД), полгода, если это требование банка или МФО о выполнении должником своих кредитных обязательств (ст. 21 ФЗ № 229);
  • документы поданы в отделение ФССП, которое не обслуживает район проведения исполнительных действий;
  • судебный или иной акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, еще не получил юридическую силу;
  • заявление и лист были поданы повторно после того, как исполнение было прекращено.

Об отказе составляется постановление, копии которых передаются взыскателю и в суд или ведомство, которое выписало исполнительный лист. Устранив ошибки, заявитель может повторно подать документы на исполнение в установленный срок.

Реестр исполнительного производства

С помощью этого сервиса граждане и организации могут проверять возбужденные против них исполнительные производства, узнавать размер долга и оплачивать его прямо на сайте. После погашения суммы полностью или частично запись меняется или удаляется в течение 3-7 дней.

Чтобы воспользоваться банком, на сайте ФССП необходимо выбрать подраздел (физическое или юридическое лицо), ввести данные о нем. Для должника-гражданина РФ достаточно имени и фамилии, для организации — ее наименования. Отсортировать можно по региону исполнения, адресу, дате рождения или регистрации.

Реестр исполнительных производств, который публикуется на сайте ФССП, содержит только те сведения, которые могут быть разглашены согласно п. 3. ст. 6 ФЗ № 229. Для получения более точной информации, а также взаимодействия с судебным приставом в ходе производства рекомендуется пользоваться личным кабинетом на сайтах Федеральной службы или госуслуг. Сервис ФССП полностью интегрирован с порталом, поэтому пользователю сначала необходимо зарегистрироваться на ЕПГУ, заполнить данные паспорта и пенсионного свидетельства и подтвердить свою личность.

Права сторон в исполнительном производстве

Обе стороны исполнительного производства, взыскатель и должник, вправе (ст. 50 ФЗ № 229):

  • знакомиться с материалами дела и предоставлять новые, делать с них выписки и копии;
  • получать информацию о ходе производства;
  • влиять на ход исполнительного производства посредством ходатайств, заявлений, возражений на действия другой стороны
  • принимать участие в исполнительских действиях;
  • жаловаться на действия (бездействия) судебных приставов.

Практически все эти действия можно проводить онлайн, с помощью формы «Подать заявление» в личном кабинете на сайте ФССП РФ. Ходатайствовать можно о продлении или восстановлении сроков, о приостановлении, прекращении производства. Только для должников доступны запросы на изменение мер принудительного исполнения, на отсрочку или рассрочку погашения долга. Взыскатели вправе обжаловать решение пристава об окончании производства, проверять удержания с должника в свою пользу, заявлять о розыске.

[1]

Ответы на запросы в письменном виде поступают от ФССП в течение нескольких дней. Альтернативный способ осуществления своих прав — лично посещать отделение ФССП в приемные дни, подавать заявления и получать информацию. Практика показывает, что судебные приставы редко консультируют стороны производства по телефону.

Стороны производства вправе уладить свой спор мирным путем в любой момент до окончания производства и закрепить соглашение в суде. В таком случае должник или взыскатель подают заявление на прекращение исполнительных действий в ОФССП.

Информационный реестр должников судебных приставов

Последствия наличия непогашенной задолженности

Наличие непогашенной задолженности гражданина перед физическим или юридическим лицом — это всегда неприятная ситуация, которая обыкновенно влечет за собой негативные последствия. Так, например, долг знакомому или родственнику, который такой гражданин не вернул вовремя, может существенно испортить взаимоотношения между ним и заимодавцем даже в случае, если до передачи займа они были вполне дружескими. А вот наличие непогашенного долгового обязательства перед юридическим лицом, в качестве которого в современной экономической ситуации чаще выступают банковские организации, практически гарантированно повлечет за собой такие неприятные последствия, как постоянные напоминания о наличии долга посредством письменных или телефонных сообщений, испорченная кредитная история, затрудняющая получение займа в другом банковском учреждении, и другие.

Однако такие меры со стороны различного рода кредиторов фактически представляют собой попытку психологического давления на заемщика с целью побудить его возвратить взятые в качестве займа денежные средства. Вместе с тем, получателю займа не стоит слишком легкомысленно относиться к такой ситуации: необходимо помнить, что действующее законодательство предусматривает и другие действенные инструменты защиты законных прав и интересов заимодавцев в таких ситуациях с привлечением государственной машины, например, реестр должников, который ведет Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

В частности, речь идет о том, что в случае наличия у физического или юридического лица непогашенной задолженности, кредитор вправе обратиться в суд требованием о взыскании долгового обязательства с получателя займа. При этом, формируя свое исковое заявление с таким требованием, кредитору следует приложить к нему все имеющиеся у него документы, подтверждающие как факт передачи денежных средств на условиях займа, так и тот факт, что срок возврата указанной суммы, предусмотренный договором между сторонами, уже истек.
Читайте так же:  Продление регистрации иностранного гражданина по месту пребывания

Получив все необходимые документы, суд в отпущенный действующим законодательством срок осуществит их рассмотрение и, если они будут признаны подтверждающими правомерность претензий заявителя, вынесет решение об удовлетворении исковых требований. Тем не менее, кредитору в такой ситуации необходимо принимать во внимание, что зачастую должник, злостно уклонявшийся от выполнения своих обязательств по договору займа, продолжает это делать и после вынесения судебного решения.

Поэтому получение копии судебного решения, подтверждающего права истца на получение от ответчика причитающейся ему суммы денежных средств, еще не означает автоматического возврата этих денег.

Возбуждение исполнительного производства службой судебных приставов

Тем не менее, такая ситуация тоже предусмотрена действующим законодательством. В качестве пути решения возникшей проблемы в этом случае заимодавцу предлагается осуществить возбуждение исполнительного производства, такая возможность следует из положений статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве». Для того чтобы осуществить возбуждение исполнительного производства, ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную службу судебных приставов, приложив к такому ходатайству копию судебного решения о взыскании денежных средств с ответчика. После этого в предусмотренный действующим законодательством срок судебный пристав должен рассмотреть представленные документы и вынести определение об инициации исполнительного производства.

С этого момента основные обязанности по взысканию с получателя займа денежной суммы в соответствии с решением судебного органа переходят к представителю Федеральной службы судебных приставов, осуществляющих ведение данного дела. Федеральный закон № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» предусматривает достаточно широкий перечень мер и инструментов, которые могут быть применены судебным приставом для обеспечения соблюдения законных прав и интересов ответчика.

Одной из таких мер является внесение информации о наличии у неплательщика непогашенной задолженности в банк исполнительных производств, который часто называют просто реестром должников.

Внесение информации в реестр сведений об исполнительных производствах

Реестр должников Федеральной службы судебных приставов представляет собой информационный ресурс, содержащий сведения о непогашенных задолженностях физических и юридических лиц, в отношении которых осуществлено возбуждение исполнительного производства. Задача по ведению, наполнению информацией и актуализации сведений в этой информационной базе возлагается на рассматриваемое ведомство в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве». Указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет общие требования к порядку ведения и содержанию, которым должен соответствовать реестр неплательщиков, имеющих непогашенных долговые обязательства перед физическими или юридическими лицами.

При этом сама Федеральная служба судебных приставов определяет конкретные характеристики такого порядка: они, в свою очередь, зафиксированы в ведомственном нормативно-правовом акте, в качестве которого выступает порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, зафиксированный в соответствующем Приказе ФССП Российской Федерации № 248 от 12 мая 2012 г.

Одним из ключевых положений, зафиксированных в статье 6.1 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» является открытость и общедоступность большей части сведений, которые содержит реестр должников службы судебных приставов. Указанный характер таких сведений делает эту информационную базу весьма действенным инструментом влияния на должников, несмотря на то, что само по себе внесение сведений в нее о неплательщике не накладывает каких-либо существенных ограничений на его личность или принадлежащее ему имущество. При этом нежелание допустить, чтобы любое заинтересованное лицо могло получить информацию о наличии у него невыполненного долгового обязательства, зачастую заставляет должника погасить имеющийся долг после того, как сведения о нем вносятся в реестр граждан или организаций, имеющих непогашенные долговые обязательства перед физическими или юридическими лицами.

Открытые сведения в банке исполнительных производств

Открытость и общедоступность такой информации обеспечивается размещением рассматриваемого информационного ресурса на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов. При этом следует иметь в виду, что перечень сведений, которые находятся в открытом доступе, ограничивается лишь несколькими разделами информации о должнике. В частности, если речь идет о неплательщике, представляющем собой физическое лицо, заинтересованный пользователь, желающий получить информацию о нем из банка исполнительных производств, сможет узнать его фамилию, имя, отчество и дату рождения. Если же дело касается юридического лица, общедоступные сведения, имеющиеся на сайте службы судебных приставов, будут ограничены его наименованием и адресом, по которому зарегистрировано это предприятие.

Таким образом, наличие сведений о должнике в банке данных службы судебных приставов фактически является лишь свидетельством того факта, что у него имеется непогашенная задолженность, в отношении которой возбуждено исполнительное производство. При этом сведения о сумме и основаниях возникновения такой задолженности представляют собой закрытую информацию, которую не может получить на официальном сайте ведомства даже сам должник. Для того чтобы выяснить эту информацию, ему необходимо лично обратиться в территориальное отделение

Федеральной службы судебных приставов, соответствующее его месту регистрации, и предоставить документы, удостоверяющие его личность. В этой ситуации специалист, осуществляющий ведение дела, сможет предоставить ему все необходимые сведения о сумме и основаниях возникновения долга, а также проинформировать его о способах и порядке его погашения.

Использование реестра должников

Примечательно, что Федеральная служба судебных приставов высоко оценивает эффективность такого инструмента, как реестр должников, в качестве способа повышения собираемости платежей по исполнительным производствам. В этой связи ведомство придает большое значение развитию этого ресурса и доведению информации до максимального количества пользователей, используя наиболее продвинутые технологические разработки и методы. Так, например, на официальном сайте службы судебных приставов в разделе, разъясняющем правила работы с банком исполнительных производств, представлены сведения о том, что содержащаяся в нем информация в настоящий момент доступна также пользователям социальных сетей «Одноклассники» и «В контакте», которые установили особое приложение под названием «Банк исполнительных производств».

Кроме того, на своем официальном сайте ведомство предлагает установить соответствующее приложение владельцам мобильных устройств, использующих все наиболее распространенные операционные системы. Так, пользователям устройств на базе Android рекомендуется скачать соответствующее приложение с использованием Google Play, владельцам iPhone — из App Store, а пользователям Windows Phone — воспользоваться ресурсом приложений, доступных для системы Windows.

Видео (кликните для воспроизведения).

После установки соответствующего приложения на своем мобильном устройстве, отмечается на сайте ведомства, пользователь сможет не только единовременно получить доступ к сведениям, содержащимся в реестре должников, но и создать подписку по интересующему его запросу.

Таким образом можно отслеживать, например, данные о конкретном физическом или юридическом лице на предмет возникновения у него непогашенной задолженности, по которой возбуждено исполнительное производство с тем, чтобы вовремя погасить ее во избежание каких-либо ограничений, накладываемых на его личность или имущество в связи с наличием такого долга.

Реестр исполнительных производств ФССП и его значение в правовой практике

Завершающая стадия судебного процесса — исполнительное производство. Сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП) контролируют исполнение судебного постановления материально обязанным лицом, т. е. проигравшей стороной по делу. Изначально граждане получают 5-10 дней на добровольную реализацию предписания суда. Если лицо намеренно уходит от ответственности, приставы откроют исполнительное производство. Делается это на основании судебного исполнительного листа и заявления выигравшего участника спора. Также при определенных обстоятельствах возможно приостановление исполнительного производства судебным приставом.

Читайте так же:  Как поменять электросчетчик в приватизированной квартире

Должностные лица из ФССП имеют широкие полномочия, которые регулируются федеральными законами, правительственными актами, конституционными нормами. Чтобы понять порядок и основания для возбуждения или прекращения исполнительного производства, правила составления заявления в ФССП, узнать, что собой представляет реестр исполнительных производств и код бюджетной классификации (КБК), необходимо ознакомление со всеми нормативно-правовыми документами. Альтернативным решением станет обращение за помощью к опытному юристу.

Специалист знает принципы возбуждения и прекращения исполнительного производства, ответит на вопросы граждан, разъяснит, сколько длится завершающий этап судебного разбирательства, как узнать, не числится ли лицо в списке должников ФССП. Онлайн-консультация с правовым экспертом — эффективный вариант, который позволит сэкономить ресурсы и время соискателей, поможет разработать безопасный алгоритм действий, с помощью которого можно защитить свои гражданские интересы от нарушений приставами.

Возбуждение исполнительного производства в ФССП

Судебные приставы занимаются защитой гражданских прав. Основной функцией этой государственной структуры также является обеспечение исполнения судебных актов. Если жители РФ добровольно не исполняют предписания суда, уклоняются от материальной ответственности, приставы-исполнители получают возможность применить меры принудительного удержания средств и вычета исполнительного сбора согласно КБК. Должностные лица располагают различными инструментами воздействия на граждан. Наиболее эффективными вариантами, которые применяются после возбуждения исполнительного производства, являются:

  • арест счетов и имущества;
  • удержание средств из заработной платы;
  • лишение прав на управление ТС;
  • ограничение в получении государственных услуг;
  • запрет на выезд за рубеж;
  • общественные или принудительные работы.

[3]

Попасть в реестр исполнительных производств можно, если не платить алименты, штрафы за нарушение ПДД, налоговые взыскания, накопить задолженность по кредиту согласно КБК. Основания связаны с неисполнением указанных в постановлении суда требований. Это нарушает закон, влечет гражданскую, административную, уголовную ответственность. Чем серьезнее нарушения и очевиднее попытки гражданина уйти от взыскания, тем строже предусмотренное законом наказание.

Возбуждение исполнительного производства проводится на основании заявления и исполнительного документа. В качестве последнего выступает не только исполнительный лист, но и судебные приказы, соглашение об алиментных выплатах, постановления должностных лиц, требования органов, осуществляющих контроль за взысканием денежных средств. Этот перечень неисчерпывающий. Каждый случай требует продуманного и персонального подхода, объективной профессиональной оценки. Чтобы выполнить установленный порядок возбуждения исполнительного производства, после ознакомления с законодательством, необходимо найти образец заявления в сети, составить свой вариант по аналогии, оплатить пошлину согласно КБК.

Реестр исполнительных производств и его значение

Законодательство обязывает судебных приставов вести банк данных, в котором содержится исчерпывающая информация по каждому исполнительному производству. Реестр представлен в электронном виде, в любое время его можно найти по запросу на сайте ФССП. Узнать необходимые сведения о ходе исполнительного производства могут и граждане и юридические лица. Возможность ознакомления с представленными в базе данных материалами бесплатна.

Какая информация находится в общем доступе, что регулируется приказом правительства о создании единого банка исполнительных производств. Сделав соответствующий запрос в реестр, можно узнать следующие сведения:

  • дата оглашения судебного постановления или приказа должностного лица;
  • время возбуждения исполнительного производства;
  • реквизиты и содержание исполнительного листа;
  • контактные данные должника;
  • действия, применяемые к лицу, согласно исполнительной документации;
  • информация о приставе и отделении ФССП, в котором ведется производство.

Перечень сведений широкий, но если после ознакомления все еще непонятно, что нужно предпринять, чтобы имя гражданина удалили из банка исполнительных производств, необходимо связаться с ведущим дело приставом. Он ответит на вопросы, расскажет, какие меры предпринять для прекращения производства по делу, какой КБК надо использовать для погашения долга в банке.


На обновление расположенной на портале ФССП базы данных отводятся сутки. За это время попавшее в реестр имя удаляется из него. Открытый доступ существенно облегчил работу Федеральной службы. Ресурс удобен для россиян, позволяет им не выходя из дома проверять наличие своих задолженностей.

Алгоритм использования банка данных исполнительных производств

Чтобы узнать о ходе исполнительного производства, уточнить, сколько, согласно КБК, нужно заплатить за уклонение от материальных обязательств, надо уметь пользоваться реестром ФССП. Работа с ресурсом проста, не требует знания коммуникативных технологий.

На главной странице официального сайта ФССП есть вкладка «Банк данных исполнительных производств». На эту ссылку надо нажать для перехода к следующему этапу поиска. Затем на экране появится электронная форма, в которую надо внести свои персональные данные. Чтобы сделать запрос, следует указать:

  • статус лица — физическое или юридическое;
  • номер исполнительного производства;
  • имя и дату рождения должника;
  • наименование подразделения ФССП, согласно месту регистрации соискателя.

Заполнение всех пунктов займет всего несколько минут. Затем гражданину надо подтвердить поиск. Затем соискатель должен ввести защитный проверочный код. На обработку запроса о ходе исполнительного производства уйдет несколько минут, после чего на экране монитора возникнет таблица с необходимыми данными. Если за вами не числится задолженности перед приставами, то появится соответствующая надпись.

Если порядок поиска сведений по общедоступному сервису исполнительных производств непонятен, или вынесенный ответ вас не устраивает, необходимо связаться с онлайн-юристом, задав ему возникшие вопросы. Опытный правовой эксперт по телефону или через онлайн-форму изучит ситуацию, подскажет, как действовать соискателю в дальнейшем, какие меры предпринять для погашения долга, где взять КБК. В случае необходимости юрист подготовит заявление от имени гражданина о прекращении исполнительного производства, если дело не будет закрыто после уплаты задолженности.

Прекращение и приостановление исполнительного производства ФССП


Встречаются случаи, когда внешние обстоятельства препятствуют течению исполнительного производства. В такой ситуации пристав может вынести определение о приостановлении дела. Каждый случай индивидуален, а перечень причин для приостановки производства устанавливается лично приставом. Однако также есть основания, прописанные в законе. При их возникновении порядок исполнения производства приостанавливается. К таким факторам относятся:
  • подача участником процесса искового заявления об освобождении имущества от ареста;
  • оспаривание оценочных работ в отношении имущества должника;
  • возникновение конфликтов относительно размера исполнительного сбора по КБК.

В ходе исполнительного производства решение о его приостановлении выносит суд. В данном случае участник по делу должен найти образец иска, составить свой вариант документа, направить его в районный суд по месту исполнения обязанностей сотрудника ФССП.

Прекращение исполнительного производства осуществляется после того, как должник выполнит все обязательства. В противном случае законодательный порядок предусматривает подачу соответствующего ходатайства. Основания для закрытия дела прописаны в ГПК РФ. Причинами, позволяющими закрыть исполнительное производство, может быть смерть одного из участников процесса, отказ взыскателя от претензий и утрата должником возможности выполнить судебное постановление.

Госпошлиной по КБК заявление не облагается. Найти образец, подготовить свой экземпляр заявки и отправить его в суд следует в течение 10 дней после возникновения указанных обстоятельств. Сделать это можно при личном посещении канцелярии суда или отправив заказное письмо.

Дистанционное погашение задолженности посредством портала ФССП

Если по производству произошли какие-либо изменения, это должно отобразиться в реестре на сайте ФССП. Информационный ресурс Федеральной службы приставов-исполнителей удобен и практичен: здесь можно не только найти важные сведения, проверить свои подозрения, но и оперативно отреагировать на обнаруженный долг. Ресурс позволяет дистанционно провести оплату средств согласно КБК.


В ответ на запрос система выдаст таблицу с результатами. В одном столбце будет представлена сумма задолженности. В колонке «Сервис» располагаться кнопка «Оплатить». После ее активации всплывет окно, в котором можно выбрать наиболее удобный вариант внесения средств. В случае, когда гражданин уже оплатил размер задолженности, но реестр не успел обновиться, кнопка «Оплатить» будет дезактивирована.
Читайте так же:  Что означает оставление иска без рассмотрения в гражданском процессе

Сайт Федеральной службы судебных приставов справляется не только с информационной функцией, но и позволяет сократить время на закрытие долга, дистанционно прекратить исполнительное производство. Сайт ФССП располагает дополнительными функциями. Например, существуют мобильные приложения, которые позволяют быть в курсе изменений о ходе исполнительного производства, возникновении долга и его погашении.

Если у должника нет возможности дистанционной оплаты средств, на портале можно найти сервис, позволяющий распечатать квитанцию для оплаты суммы через банк. Готовая форма квитанции содержит реквизиты государственной структуры, остается лишь внести информацию о плательщике.

Другие способы проверки и оплаты задолженности граждан и юр. лиц

Сайт ФССП — не единственный ресурс, позволяющий получить информацию о долгах и дистанционно их погасить. В сети можно найти много предложений и сайтов для поиска. Однако доверять всему нельзя. Проверенный и эффективный вариант — портал Госуслуги. Он работает уже не один год, и успел завоевать положительную репутацию.

Для работы с сервисом нужно авторизоваться. Затем соискателю станут доступны различные государственные услуги, которые можно получить не выходя из дома. Регистрация занимает 10 минут, после чего пользователь получает доступ в личный кабинет, через который можно совершать различные операции и подавать запросы в государственные структуры. С его помощью можно отследить статус заявки, степень готовности ответа. Анонимные запросы системой блокируются.

На сайте Госуслуг необходимо выбрать вкладку «ФССП». Затем заполнить электронную форму запроса, ввести личную информацию. Часть сведений будет автоматически синхронизирована из личного кабинета. В случае обнаружения задолженности гражданин сможет посредством электронной оплаты погасить долг.

Вторым проверенным вариантом станет проверка долгов через официальный сайт Налоговой службы РФ. Здесь можно узнать информацию о задолженности, которая возникла в случае просрочки или неуплаты налоговых сборов. А исполнительное производство против лица может быть возбуждено на другом основании. Еще один ресурс с достоверными сведениями — сайт ГИБДД, где через электронный поиск можно найти задолженность по штрафам.

Роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве современной России

Страницы в журнале: 68-71

А.В. ЧЕКМАРЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

Освещена роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве как главного действующего лица органа принудительного исполнения. Анализируется механизм реализации властных полномочий судебного пристава-исполнителя, исследуются вопросы взаимодействия с работниками милиции, судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Приводятся примеры из практики исполнительного производства и данные социологического исследования, проведенного среди судебных приставов-исполнителей г. Саратова.

Ключевые слова: исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, права, требования, полномочия, ответственность.

Role of a Police-officer in the Executive Procedure of Modern Russia

The article touches upon the role of a police-officer in the executive procedure as the main agent of the enforcement bodies. The author of the article analyzes a police-officer’ powers’ realization mechanism examines the questions of his/her interrelation with the militia officers in the sphere of the maintenance of the courts’ activity order. Executive procedure practical examples and the sociological research data carried out within the group of police-officers are suggested.

Keywords: executive procedure, police-officer, powers, rights, requirements, responsibility.

Модернизация исполнительного производства в современной России существенно изменила правовой статус судебного пристава-исполнителя, обозначив его как главное действующее лицо принудительного исполнения. Об этом свидетельствуют и современные законы, и введение профессионального праздника — Дня судебного пристава[1], и поиск в регионах новых, более эффективных форм работы с должниками. Вместе с тем растет и негативное отношение общества к представителям данной профессии. В связи с этим значимость законности действий судебных приставов, защиты их прав, а также воспитания у граждан уважения к закону усиливается.

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) впервые обозначил принципы, на которых основывается исполнительное производство. Среди них первостепенное значение имеет принцип законности как главное звено любой правовой системы и правоохранительной деятельности. Это означает, что судебный пристав-исполнитель, осуществляя свои полномочия, обязан руководствоваться только Законом. Поэтому именно законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Механизм реализации властных полномочий судебного пристава-исполнителя включает в себя как материальные (бесплатность истребуемой информации, документов и их копий), так и процессуальные (возможность принудительного исполнения требования, в том числе с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) аспекты, привлечение виновных в неисполнении данных полномочий и в воспрепятствовании законной деятельности судебных приставов к административной или уголовной ответственности.

В процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель может столкнуться с неправомерными действиями участников правоотношений. К сожалению, правовой нигилизм граждан, игнорирование закона отдельными членами общества провоцирует нападения на приставов-исполнителей со стороны должников. По информации директора ФССП России, работа судебного пристава опасна: практически каждый день сотрудники сталкиваются с фактами физического насилия, причинения им увечья при исполнении служебных обязанностей, прямых угроз[2].

Так, за 10 месяцев 2008 года совершено 246 противоправных действий в отношении работников ФССП России, в том числе 94 судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), 126 судебных приставов-исполнителей и 26 иных работников службы. По данным фактам возбуждено 92 уголовных дела, в 65 случаях вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (все они обжалованы, в том числе в суде — в 11 случаях), судами рассмотрено 30 уголовных дел. Из 186 случаев противоправных действий 99 совершено при проведении исполнительных действий[3].

Так, в ходе совершения исполнительных действий 06.03.2008 гражданка Д., являющаяся должником по исполнительному производству № 15-1027/2008, нанесла судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов г. Петрозаводска (Республика Карелия) удар по голове деревянной палкой, причинив ему тем самым телесные повреждения. Гражданка Д. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ, и ей было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно[4].

Должники, действуя подобным образом и считая судебного пристава-исполнителя виновным в своих проблемах, ужесточают к себе отношение со стороны представителей органов исполнительной власти. Нередко ответчики не являются в суд, игнорируя судебное разбирательство. В соответствии с принципом состязательности ответчику следует активнее отстаивать свою позицию в суде и своевременно пользоваться правом обжалования судебного решения, а не нападать на лиц, которые в силу своего должностного положения обязаны исполнять решение суда. Требования судебных приставов-исполнителей защищены законом, вследствие чего обеспечивается не только возможность выполнения судебными приставами их служебных обязанностей, но и защита жизни, здоровья, чести и достоинства судебных приставов.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Без данного положения закона судебный пристав-исполнитель не мог бы вести свою служебную деятельность.

Права судебного пристава-исполнителя защищаются, в частности, судебными приставами по ОУПДС, которые могут применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», по указанию старшего судебного пристава содействовать совершению исполнительных действий, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю. Представляется нецелесообразным предложение Судебного департамента при Верховном суде РФ разделить службу судебных приставов и передать в его ведение подразделения судебных приставов по ОУПДС, поскольку это может привести к разрушению успешно взаимодействующей структуры и утрате силовой поддержки судебных приставов-исполнителей.

Читайте так же:  Можно ли продать дом купленный на материнский капитал

Судебным приставам-исполнителям необходимо активно использовать в защите своих прав помощь как судебных приставов по ОУПДС, так и работников милиции. В соответствии со ст. 62 Закона сотрудники органов внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, если возникает угроза жизни и здоровью последних. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Взаимодействие органов внутренних дел с подразделениями службы судебных приставов регулируется совместными ведомственными актами. Так, приказ Минюста России № 208, МВД России № 1003 от 09.12.2005 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» закрепляет следующие задачи ФССП России:

— своевременно информировать органы внутренних дел о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации;

— информировать органы внутренних дел об исполнении постановлений данных органов по делам об административных правонарушениях;

— сообщать в органы внутренних дел о случаях возбуждения исполнительного производства в отношении данных органов;

— направлять в территориальные органы МВД России копии документов, ограничивающих право граждан Российской Федерации на выезд из страны в связи с их уклонением от исполнения обязательств, наложенных на них судом, для выдачи уведомлений в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также информировать о снятии этих ограничений.

Органы внутренних дел:

— оказывают содействие при исполнении судебными приставами-исполнителями служебных обязанностей в случаях, если им препятствуют в совершении исполнительных действий либо создается угроза опасности их жизни или здоровью;

— информируют ФССП России о случаях обращения в органы государственной автоинспекции для проведения регистрационных действий, государственного технического осмотра автотранспортных средств, в отношении которых судебными приставами-исполнителями введены запреты и (или) ограничения.

ФССП России и МВД России, их территориальные органы проводят консультации, совместные рабочие встречи и тематические семинары, издают совместные организационно-распорядительные акты, разрабатывают методические рекомендации, создают межведомственные рабочие группы по координации действий и оперативному решению текущих вопросов.

Несмотря на расширение спектра полномочий, судебные приставы-исполнители считают их недостаточными. Так, в 2002 году в ходе социологического исследования, проведенного Саратовской государственной академией права (СГАП) совместно с Главным управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области, были опрошены 52 судебных пристава-исполнителя г. Саратова. На вопрос «Считаете ли Вы достаточными права судебных приставов-исполнителей, предусмотренные законом для осуществления исполнительных действий?» 47 человек ответили «нет» и лишь 5 человек — «да».

Среди причин сложности исполнения судебных актов были названы следующие:

— отсутствие имущества у должника;

— недостаточный срок для совершения исполнительных действий;

— неудовлетворительное материально-техническое оснащение службы;

— недостаточность полномочий судебных приставов-исполнителей;

— несовершенство законодательства об исполнительном производстве.

Повторное исследование, проведенное СГАП совместно с Управлением ФССП России по Саратовской области в июне 2009 года, показало, что число приставов-исполнителей, считающих предоставляемые им права достаточными, увеличилось. В общей массе опрошенных они составили 31%, тогда как в предыдущем опросе их доля была незначительной — всего 1,3%. Вместе с тем большинство респондентов (69%) считают, что их права должным образом не защищены; 46% респондентов полагают, что причина недостаточной защищенности судебных приставов-исполнителей кроется в несовершенстве законодательства. О том, что закон защищает их права в полном объеме, заявили 18% опрошенных.

Среди причин сложности исполнения тех или иных актов юрисдикционных органов чаще всего назывались отсутствие имущества у должника, недостаточное материально-техническое оснащение службы, несовершенство законодательства. Обнаружились и новые проблемы: люмпенизация должников, проявляющаяся в бедности, отсутствии работы, алкоголизме, психических расстройствах, и создание всевозможных препятствий действиям судебных приставов. Все это делает работу тяжелой и неблагодарной, поскольку зарплата судебного пристава-исполнителя в среднем составляет 10—13 тыс. руб. в месяц. При том что нагрузка на судебного пристава остается на высоком уровне: для 31% опрошенных это 200—300 исполнительных производств в месяц.

О высоком уровне профессионализма саратовских судебных приставов свидетельствует тот факт, что они предлагают ряд мер по совершенствованию законодательства, среди которых чаще всего фигурируют такие, как ужесточение ответственности должников за неисполнение требований; расширение полномочий судебных приставов; принятие Исполнительного кодекса РФ; повышение социальной защищенности граждан; введение мер по трудоустройству неработающих должников. Большинство респондентов (79%) высказалось за ужесточение мер ответственности должников в виде увеличения размера штрафа, объема наказаний, применения принудительных работ и даже заключения под стражу, создание долговых ям по примеру Китая.

В ходе исполнительного производства судебные приставы-исполнители испытывают определенные сложности при взыскании алиментов, крупных денежных сумм, возврате долгов по кредитам, при обращении взыскания на недвижимое имущество. Но наиболее сложным для судебных приставов оказалось исполнение требований неимущественного характера (61%).

В ходе исследования подтвердилась рабочая гипотеза о том, что в настоящее время права взыскателя защищены более надежно, чем права должника. Предположение о том, что среднестатистический судебный пристав-исполнитель — это молодая женщина, оказалось верным. Респондентов в возрасте до 25 лет было 50%, а поскольку молодежный порог составляет 30 лет, к ним следует прибавить еще 34% респондентов — лиц в возрасте от 25 до 30 лет. Учитывая нередкие случаи проявления агрессивности должников и сложность работы, необходимо привлекать к службе молодых людей мужского пола.

Стремительное развитие института частной собственности в постсоветской России способствовало становлению службы судебных приставов как ключевого звена исполнения судебных решений и актов иных органов. Это обстоятельство, хотя и не в полной мере, признано на государственном уровне. Однако общество не созрело для адекватного восприятия действий судебных приставов. В связи с этим становятся особо значимыми меры по защите прав судебных приставов-исполнителей, совершенствованию деятельности службы, повышению профессионализма кадров, а также преодолению правового нигилизма граждан.

1 Введен Указом Президента РФ от 08.09.2009 № 1019.

2 См.: Правовое регулирование исполнительного законодательства: новые задачи и принципы работы ФССП России: Интернет-интервью с Н.А. Винниченко, директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации // www.consultant.ru/law/interview/vinnichenko.html (29.01.2008).

3 См.: О противоправных действиях в отношении работников ФССП России за 10 месяцев 2008 года // Официальный сайт ФССП России (www.fssprus.ru).

Видео (кликните для воспроизведения).

4 См.: Нападения должников на судебных приставов будут рассматриваться в рамках уголовных дел // Там же.

Источники


  1. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  2. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  3. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
Реестр исполнительных производств фссп и его значение в правовой практике
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here