Приватизация муниципального государственного имущества

Самое важнее по теме: "Приватизация муниципального государственного имущества" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества (ст.ст. 11 — 17)

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

>
Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Впервые приватизация или передача собственности государства в руки физических и юридических лиц в России стала осуществляться в начале 90-х годов.

Большая часть значимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, была передана сразу после распада СССР.

[3]

Сейчас данный процесс всё ещё продолжается, но уже не в таких масштабах, так как объектов для этого осталось немного.

[2]

В узком понимании в то время приватизация коснулась всех граждан России, жилые помещения которых были муниципальной собственностью. Все желающие получили возможность приватизировать жильё, в котором они были прописаны, и стать собственниками.

В более широком смысле под приватизацией законодатели подразумевали передачу в частную собственность предприятий, нежилого фонда, объектов культуры, культовых сооружений, земельных участков, акций предприятий, природных ресурсов, а не только жилья.

Законом предусматривалась приватизация любого имущества, кроме того, которым может владеть исключительно государство, например, предприятия военной промышленности.

Что такое приватизация и её типы

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ даётся общее понятие приватизации государственного и муниципального имущества как передача его на возмездной основе частным лицам, а в других статьях этого закона разъясняется, какими способами она может осуществляться.

В законе чётко обозначены покупатели и продавцы такого имущества. Купить его может любое частное или юридическое лицо, за некоторым исключением, а в качестве продавца выступает Правительство РФ в союзе с Федеральными агентствами по управлению имуществом.

Передачей же муниципальной собственности занимаются органы местной власти самостоятельно в соответствии с законом.

Имущество носит названия «государственное» и «муниципальное» в зависимости от того, кто владел им до проведения процедуры приватизации. Отчуждение имущества государства и муниципалитетов закон определяет только на платной основе (в денежном выражении или передачей акций ОАО, куда вносится имущество).

И лишь приватизация жилья с начала действия закона и до настоящего времени бесплатна для граждан, которые проживают в нём (с 01.03.2017 г. станет платной).

К платной передаче собственности относятся:

1) Приватизация земельного участка. Проводится на платной основе для всех лиц, за исключением тех, которые ранее владели участком в результате наследования или бессрочного пользования.

2) Приватизация предприятий, объектов нежилого фонда, акций, иного имущества.

Осуществляется только за плату, иногда чисто символическую. Получить их могут физические лица и организации с участием частного капитала.

Способы приватизации

Приватизировать государственную или муниципальную собственность можно только способами, предусмотренными в статье 13 ФЗ-178 от 2001 года (с редакцией её некоторых пунктов в 2011 и 2015 годах).

Согласно этой статье получить имущество государства или муниципалитета в частное владение можно в результате:

  • акционирования (реорганизации) унитарных предприятий в ОАО (открытое акционерное общество);
  • реорганизации их без акционирования в ООО;
  • продажи собственности, акций государства или муниципалитета на аукционе;
  • внесения такого имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО;
  • продажи в результате биржевых торгов;
  • аукционной продажи акций ОАО на специализированном рынке, торгующем ценными бумагами;
  • продажи имущества без объявления цены (применяют такой способ в случае несостоявшегося или сорванного аукциона);
  • продажи государственного, муниципального имущества на конкурсной основе;
  • имущественного вклада в создаваемые ОАО стратегического назначения (например, ВГТРК, заводы, выпускающие военную продукцию);
  • продажи акций акционерного общества по итогам доверительного управления;
  • продажи собственности через публичные предложения.

С начала действия Федерального закона №178 в 2001 году все перечисленные способы приватизации начали активно применяться. Органами власти может выбираться любой из них в зависимости от конкретных обстоятельств.

Порядок приватизации собственности государства и муниципалитетов

Согласно законодательным нормам приватизируется собственность федерального и местного самоуправления в следующем порядке:

1) Разрабатывается план приватизации.

Это самый сложный этап, который требует составления программы действий или прогнозного плана. Его разработка возложена на Федеральное агентство по управлению имуществом. Составляется программа с учётом предложений владеющих этим имуществом государственных органов и муниципальных властей.

В программе даётся список всей собственности (предприятия, акции и т.д.), характеристики объектов, намеченных к приватизации, и сроки передачи их в частную собственность. Имущество муниципалитетов передаётся решением местных органов власти согласно нормам, действующим в данном округе.

2) Принимается решение по имущественной приватизации.

Окончательное решение по планируемым к передаче в частную собственность объектам принимается Правительством после рассмотрения прогнозного плана. Делается это на каждый предстоящий финансовый год.

В решении должна быть указана такая информация о приватизируемом имуществе:

  • его наименование и характеристики:
  • выбранный способ приватизации;
  • начальная стоимость имущества (если нет другого решения Правительства РФ);
  • период рассрочки платежа (если она предоставляется покупателю);
  • другие сведения, требуемые для приватизации.

3) Осуществляется приватизация в соответствии с законодательством России.

Особенности приватизации муниципального имущества

Существуют некоторые особенности в передаче муниципального имущества. Самым распространённым её видом является приватизация жилья, которой занимаются именно муниципальные органы власти.

Существуют и жилые помещения (квартиры, комнаты), которые принадлежат государственным предприятиям, но их количество незначительно, да и получить их частным лицам сложно.

Прежде всего, многие из них по закону не подлежат приватизации. В частности, не могут их оформить на себя офицеры, проживающие в военных городках. В некоторых случаях, оговоренных в законе, они (по причине инвалидности, болезни во время службы) или члены семей (в случае их смерти) могут продолжать там жить, но без права собственности на жильё.

Муниципальная собственность, в отличие от государственной, имеет гораздо меньшую цену приватизируемого имущества. Поэтому её обычно продают с аукциона. Земельные участки, предназначенные для ведения на них сельскохозяйственных работ, обычно находятся в собственности местной исполнительной власти.

Читайте так же:  Выписка о зарегистрированных правах на объект недвижимости

Процедура приватизации такой земли проводится на основании нормативных актов, которые приняты муниципалитетом. А в основном приватизация имущества государства и муниципальных органов осуществляется по одним и тем же правилам, прописанным в законе ФЗ-178.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.

В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года «О бесплатной юридической помощи».

Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (постатейный), 2014

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 2 ноября 2013 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Глава III. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Глава IV. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Глава V. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

Глава VI. ОПЛАТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА

Глава VII. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ И ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, АКЦИИ, ДОЛИ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Глава VIII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” определяет основы и особенности приватизации государственного и муниципального имущества. В настоящем комментарии анализируются основы приватизации государственного и муниципального имущества, к которым относятся принципы приватизации государственного и муниципального имущества, основы законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, основы разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере приватизации. Также авторами раскрываются особенности приватизации государственного и муниципального имущества: особенности планирования приватизации, продажи государственного и муниципального имущества, а также приватизации отдельных видов имущества.

Структура комментария соответствует последовательности изложения законодателем норм Федерального закона. Мнения и выводы авторов комментария подкрепляются нормами действующего законодательства, научно-теоретической базой, а также материалами судебной практики.

Комментарий может использоваться в практической деятельности руководителей и должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, занимающихся вопросами приватизации государственного и муниципального имущества, а также в учебной и научной деятельности.

[1]

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 2 ноября 2013 года.

Жилищный Консультант

Ваш надежный помощник в жилищных вопросах

Приватизация

Особенности приватизации государственного и муниципального жилья

Содержание

Приватизация

Под приватизацией понимается процедура переоформления жилища муниципального типа в личную собственность. Участниками процедуры становятся: наниматель и все лица, имеющие постоянную регистрацию в жилом помещении.

После проведения приватизации наниматель становится собственником жилья и получает право распоряжаться недвижимостью по своему личному усмотрению и совершать с ним все виды сделок, которые предусмотрены законодательством.

Регулируют подобные правоотношения несколько законодательных актов:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 — Вся Россия

+7 (499) 553-09-05 — Москва

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните и решите вашу проблему прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

В соответствии с этими документами, гражданин получает право на бесплатное приватизирование жилого помещения раз в жизни.

В некоторых случаях допускается повторное участие в процедуре: когда гражданину на тот момент еще не исполнилось 18 лет или если первую попытку суд признал недействительной.

Приватизация жилых помещений государственного жилищного фонда началась в 90-х годах и продолжается до сих пор. Раз в три года производилась пролонгация приватизационного закона, а в итоге была установлена бессрочно.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Помимо общепринятой трактовки термина, существует еще и более широкое определение. Приватизация муниципального нежилого помещения подразумевает под собой передачу гражданам и жилой, и коммерческой недвижимости на бесплатной основе, которой по закону может принадлежать исключительно государству.

Варианты приватизации государственного и муниципального помещения

Законом определены несколько способов приватизирования государственных и муниципальных помещений:

  1. Путем преобразования организаций государственного типа в акционерное общество.
  2. При переводе подобного имущества в ООО без выпуска акций.
  3. Посредством реализации недвижимости или акций в составе уставного капитала предприятия, являющегося государственным, на специальном аукционе.
  4. Через реализацию акций таких организаций на конкурсной основе.
  5. При помощи продажи акций доверенным лицом или на бирже.
  6. Реализация имущества с необъявленной стоимостью.
  7. При вкладе имущества в организованное акционерное общество.

Способ приватизации определяет тот исполнительный орган власти, который имеет право распоряжаться имуществом.

Порядок приватизации государственного и муниципального помещения

Приватизирование муниципального или государственного имущества проводится в соответствии с установленным порядком:

  1. На начальном этапе происходит планирование будущего приватизационного процесса. На муниципальном уровне этим вопросом занимаются органы местного самоуправления, которые владеют имуществом, а в отношении государственной собственности окончательное решение принимает госорганы.
  2. Далее происходит выбор способа переоформления недвижимости в законное владение третьего лица. Также выбирается органами власти.
  3. Определяется будущий владелец имущества.
  4. Осуществляется приватизационная процедура.
  5. Собственник получает соответствующие вписку из ЕГРП, подтверждающую владение имуществом по праву собственности.

Порядок приватизации муниципальной недвижимости и государственного имущества имеют некоторые различия. Прежде всего, не все помещения государственного типа могут принимать участие в процедуре (например, квартиры в военных частях или служебные помещения не подпадают под приватизацию). Порядок процедуры зависит и от того, сколько стоит недвижимость. Государственное владение намного дороже, чем муниципальное, и в отношении него проводятся специальные аукционы и торги.

В качестве претендентов на приватизацию такой собственности могут выступать физические и юридические лица, исключая унитарные предприятия. Для оформления приватизации следует обратиться в Департамент жилищных отношений и в тот орган власти, который выставил недвижимость на торги.

Прогнозный план о приватизационном процессе такой недвижимости составляется и утверждается раз в год. Итоги проведенной приватизации сообщаются Правительству РФ не позже 1 марта следующего года.

Читайте так же:  Процессуальные сроки

Документы для приватизации

Договор приватизации муниципального имущества нежилого помещения оформляется после предоставления всех необходимых документов:

  • Заявка на приватизирование конкретного объекта. Образец заявления можно посмотреть и скачать: [Образец заявления на приватизацию государственного и муниципального имущества].
  • Финансовый документ, подтверждающий внесение необходимой оплаты.
  • Бумага из ФАС относительно уведомления ведомства о приобретении имущества в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
  • От физических лиц потребуется паспорт, а от юридических, копии учредительных документов, заверенных в нотариате.
  • Документальные доказательства права претендента на приватизацию такого имущества.

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Несмотря на то, что способы и сама процедура приватизации муниципального помещения и недвижимости государственного типа очень схожи, существуют и некоторые различия:

  • Если муниципальное имущество практически все подпадает под приватизацию, то государственное помещение некоторых типов не может быть приватизировано. К таким относятся, квартиры в военных городках или частях.
  • Стоимость муниципального имущества как правило намного меньше, чем государственной собственности, поэтому предусматривается процедура аукциона.
  • Приватизация муниципальных земель происходит только на основании правового акта местной власти.

В остальном процедуры практически не имеют различий.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особенностям приватизации государственного и муниципального помещения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел. Я специалист в сфере компьютерных технологий. Несколько лет назад меня пригласили на работу в солидную государственную компанию и предоставили корпоративную квартиру для проживания. Условием моей работы было то, что после трех лет проживания я смогу ее приватизировать в полное свое владение. Относительно жилища был оформлен договор безвозмездного пользования, а помещение являлось государственным. Три года прошло и теперь я захотел приватизировать жилище, однако получил отказ по причине того, что жилье мне было предоставлено в порядке безвозмездного пользования и относится к государственным служебным помещениям, которые вообще под приватизацию не подпадают?

Подскажите, могу ли я рассчитывать на получение этой квартиры в будущем или это уже невозможно?

Ответ: Здравствуйте, Павел, согласно ст. 4 Закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» те государственные помещения, которые относятся к разряду служебных, не могут быть приватизированы. Также жилище было предоставлено вам на безвозмездной основе, что тоже исключает приватизацию.

В вашей ситуации следует потребовать от работодателя выполнения своих обязательств, если таковые зафиксированы в письменном виде, и предоставить вам другое жилое помещение в собственность, поскольку данная жилплощадь под приватизацию не подпадает. Если они не согласятся, то требовать удовлетворение своих претензий уже в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно составить несколько тезисов:

  1. Понятие «приватизация» можно рассматривать в нескольких вариантах.
  2. Приватизация государственного и муниципального жилья подразумевает не только переоформление в собственность жилых помещений, но и нежилой коммерческой недвижимости.
  3. Оформляется приватизация в Комитете жилищных отношений.
  4. Различается несколько способов приватизирования подобного имущества.
  5. Подходящий вариант выбирает тот орган власти, который распоряжается недвижимостью.
  6. Различается порядок переоформления недвижимости разных типов.
  7. Особенности приватизации государственного имущества — выставление его на аукционы и торги по причине своей высокой стоимости.
  8. В качестве претендентов могут выступать физические и юридические лица, за исключением унитарных предприятий.
  9. В приватизационном процессе не может принимать участие некоторое государственное имущество.
  10. Для оформления приватизационного соглашения потребуется список документации, утвержденной законом.

Образцы заявлений и бланков

Для оформления государственного и муниципального имущества потребуется следующий документ:

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

• государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• государственных и муниципальных учреждений;

• юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

• ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

• издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

• руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

Видео (кликните для воспроизведения).

• принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

• осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

• подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

• осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

• обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

• осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

• обеспечивает оценку федерального имущества;

• заключает договоры купли-продажи федерального имущества

• ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Читайте так же:  Когда и как можно добровольно отказаться от алиментов на ребенка

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

• способ приватизации имущества;

• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;


6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8713 —

| 7459 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Приватизация муниципального государственного имущества

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ ›
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ›
  • Раздел II. Права собственности и другие вещные права ›
  • Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ›
  • Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

1. В статье раскрываются основные признаки приватизации по законодательству Российской Федерации. К ним относятся:

а) принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. В таких случаях применяются общие нормы гражданского права;

б) принадлежность покупателя приватизируемых объектов к числу субъектов частной собственности. Поэтому, например, переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

В отдельных законодательных актах о приватизации содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признается ее возмездность. Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (Ведомости РФ, 1992, № 35, ст. 2001).

Напротив, в соответствии со ст. 1 и 11 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости РФ, 1991, № 28, ст. 959; 1993, № 2,

ст. 68) основным признаком приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

2. В законодательстве о приватизации могут содержаться также дополнительные требования, предъявляемые к покупателям приватизируемых объектов. В частности, согласно ст. 3 Закона о приватизации не могут выступать покупателями государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая казенные, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Закон о приватизации более не содержит запрета на участие в приватизации хозяйственных обществ (товариществ), в уставном капитале которых доля общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%. Но поскольку закон на случаи передачи государственного или муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций не распространяется (ст. 3), сами общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения и иные некоммерческие организации приобретать имущество в порядке, предусмотренном Законом, не вправе (см. также п. 3 информационного письма ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. № 13).

3. Коммент. статья устанавливает общее соотношение между гражданским законодательством и законодательством о приватизации. Ее содержание позволяет не только собственнику федерального имущества, но и субъектам РФ, а также муниципальным образованиям самостоятельно передавать его гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Читайте так же:  Что относится к побоям средней тяжести и какая ответственность за их нанесение

На практике это находит выражение в принятии субъектами РФ и муниципальными образованиями собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определении сроков их приватизации и т.п.

Вместе с тем согласно п. 5 ст. 4 Закона о приватизации федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, законы и правовые акты субъектов РФ, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить Закону о приватизации и Государственной программе приватизации, утверждаемой специальным федеральным законом.

Впредь до принятия новой Государственной программы приватизации в части, не противоречащей Закону о приватизации, продолжают действовать Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284, и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535.

4. При совершении сделок в процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки нужно прежде всего опираться на законодательство о приватизации. Так, передача государственного или муниципального имущества в виде предприятия, материальных активов действующих и ликвидированных предприятий, долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ) и т.п. в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о приватизации (Вестник ВАС РФ, 1992, № 1, с. 97).

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона о приватизации осуществление приватизации иными способами, не установленными этим Законом, является основанием для признания сделки недействительной.

На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в пп. 3–5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Бюллетень ВС РФ, 1993, № 11, с. 2–4).

5. Объектами приватизации по Закону о приватизации могут служить предприятия и их структурные подразделения, акции (паи, вклады) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ), материальные активы действующих и ликвидированных предприятий, сданные в аренду объекты нежилого фонда: здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные, неиспользуемые здания и сооружения и др.

Вместе с тем согласно ст. 3 Закона его действие не распространяется на приватизацию: имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами; земли; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами Российской Федерации; объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов; на случаи выполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам; на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям; на случаи восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо изъято другим способом против воли этих лиц в государственную или муниципальную собственность; на отношения, связанные с распоряжением унитарными предприятиями или государственными учреждениями закрепленным за ним имуществом.

Отчуждение указанного имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации (предприятиями, зданиями, сооружениями и т.п.), регулируется другими федеральными законами.

6. В каждом из перечисленных выше случаев приватизации от лица собственника имущества должен выступать соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления (ст. 125 ГК). Так, при проведении приватизации согласно Закону о приватизации такими органами являются ГКИ РФ и соответствующие комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. В соответствии со ст. 7 и 8 Закона они создают комиссии по приватизации государственного имущества, принимают решения о приватизации такого имущества, осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и т.д.

В муниципальных образованиях органы по управлению муниципальным имуществом могут создаваться по решению представительных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 8).

В соответствии со ст. 10 и 11 Закона продавцами приватизируемого государственного имущества являются специализированные учреждения (в настоящее время фонды имущества) и назначенные ими представители. Органы местного самоуправления назначают продавцов муниципального имущества самостоятельно.

Особенности приватизации государственной собственности и муниципального имущества в 2019 году

Во времена Советского Союза все имущество было государственным, а граждане только получали документы о том, что собственность переходит к ним в пользование. Это значило, что они не могли продать комнаты или поставить другие условия для сделки. После распада СССР начался активный процесс приватизации, т.е. переоформления государственной собственности в частное владение. Услышав термин «приватизация», все задумываются о получении жилья (комнаты, квартиры) от государства на безвозмездной основе, не зная, что гласит федеральный закон. Однако на практике переоформить можно любое имущество, находящееся во владении государства. Как это сделать, знают не все. Чтобы разобраться в представленном вопросе, необходимо подробно изучить федеральный закон от 2001 года и другие ФЗ, действующие в указанной сфере, составить план действий и продумать условия. Альтернативным решением станет обращение за консультацией к опытному юристу.

Специалист в правовой отрасли знает все о приватизации государственного и муниципального имущества в России, поэтому сможет ответить на любые вопросы граждан, дать надежные рекомендации и советы, поможет подготовить документы согласно ФЗ и т. д. Эксперты сегодня чаще всего сталкиваются с проблемами и вопросами, связанными с тем, как происходит разгосударствление и приватизация, чем характеризуются данные процессы, какие условия необходимы в 2019 году, чтобы получить в частное владение государственную собственность, как продать приватизированную недвижимость. Без помощи профессионала приватизация государственного и муниципального имущества заставит граждан понервничать и потратить существенную часть своего времени, сил и личных ресурсов.

Сегодня граждане России могут заручиться профессиональными юридическими рекомендациями, не выходя из дома. На нашем сайте юристы знают все ФЗ и в режиме онлайн внимательно и ответственно изучают вопросы граждан, условия в которые они попали. Эксперты гарантируют индивидуальный подход к ситуации и помогают составить надежный план действий, с помощью которого разгосударствление и приватизация не поставят вас в тупик. Юристы разъяснят, чем лучше приватизированное жилье муниципальной квартиры, расскажут, какие документы нужны, когда осуществляется регистрации комнаты и т. д.

Читайте так же:  Можно ли купить дачу на материнский капитал

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

  • Жилья. Подавать документы в 2019 году, чтобы оформить государственную квартиру в частную собственность, нужно в местные жилищный комитет при администрации города. Процедура может проводиться на безвозмездной основе или власти попытаются продать объект.
  • Предприятий. Приватизация госсобственности может осуществляться не только физическими, но и юридическими лицами, организациями и предприятиями. Получить в 2019 году права на распоряжение объектами такого значения, согласно ФЗ, можно только, если государство захочет их продать.
  • Земли. Федеральный закон предусматривает, что земельный участок россияне в 2019 году могут выкупить у государства или получить бесплатно. Безвозмездная процедура предусмотрена для тех, кто располагает правом бессрочного владения землей.

Приватизация государственной собственности в 2019 году имеет ряд плюсов и минусов. К основным преимуществам можно отнести право самостоятельно распоряжаться имуществом — продать его, провести обмен, завещать, подарить, разделить его на части и составить новый план и т. д. Без согласия собственника никто не будет иметь возможности пользоваться объектом. У владельца больше шансов выручить за частное имущество крупную сумму, если появится шанс продать объект. Перед тем, как приватизировать муниципальную квартиру или государственный объект, необходимо учитывать, что сделка имеет и несколько недостатков, которые можно увидеть, изучи федеральный закон. Главным минусом станет обязанность платить налоги за жилье, землю или предприятие, которым вы владеете. Ставку поможет рассчитать план объекта с его площадью и эксплуатационными характеристиками. Также свое имущество нужно обслуживать, обеспечивать его в хорошем состоянии, оплачивать коммунальные услуги. В 2019 году в России действует много ФЗ, которые предусматривают наказание за нарушение установленного порядка.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества в 2019 году

  • переоформление предприятия в акционерное общество;
  • преобразование объекта в ООО без акционирования;
  • продажа имущества через открытые аукционы, биржевые торги, конкурсные мероприятия;
  • обмен объекта с необъявленной ценой и т. д.

Приватизация муниципальной собственности практически ничем не отличается от стандартной процедуры. Главная особенность — это то, что процесс приватизации комнаты, квартиры, земли или дачи осуществляется не только по ФЗ 178, но и опираясь на нормативные акты, действующие на местном уровне.

Все эти варианты начали действовать с 2001 года, когда в федеральный закон были внесены поправки. Стоит понимать, что не все имущество можно перевести в частный фонд. Каждый случай приватизации является индивидуальным и требует внимательно изучения, а также индивидуального подхода. Одним из видов приватизационного процесса является обмен служебного жилья в личную собственность. Задумываясь, как приватизировать муниципальную квартиру в 2019 году, следует учитывать ряд особенностей и некоторых условий.

Довольно часто семьи военнослужащих сталкиваются с проблемами, когда пытаются провести обмен комнаты в общежитии на частное жилье или его часть. Приватизация помещения военного фонда осуществляется, если будут соблюдены все условия и грамотно подготовлены документы, как того требует федеральный закон. Провести обмен ФЗ 178 позволяет при наличии согласия и разрешения командования. До приватизации семьи военнослужащих проживают в квартирах или комнате общежития по договору социального найма, после того, как произойдет приватизационный обмен, недвижимость перейдет в их личную собственность.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Как устанавливает федеральный закон, приватизация комнаты, дома, квартиры, земли и другого государственного имущества осуществляется в несколько этапов. Первым шагом, чтобы провести обмен и переоформление, станет планирование, для которого нужны определенные условия. Прогнозный план является стратегически важным документом. Процедура проводится на высшем правительственном уровне или в муниципальном масштабе. Затем в государственных структурах должны составить акт, подтверждающий, что гражданин в курсе по каким принципам и условиям осуществляется приватизация. Также этот документ должен содержать принципы и критерии, по которым определяются последующие шаги процедуры. И заключительным этапом, через который нужно пройти, станет обмен государственной собственности в приватизированное имущество, по правилам, которые установил федеральный закон.

Категория: Приватизация
Дата: 28.02.2016

Сам приватизационный обмен в 2019 году также можно разделить на несколько пунктов, по которым осуществляется переоформление. Изначально гражданам предстоит собрать и грамотно подготовить документы, которые определяются индивидуально. Перечень справок и бумаг может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Документы нужны будут в администрации города, где после их проверки на соответствие ФЗ 178, должностное лицо уведомит заявителя о том, разрешено ли ему приватизировать комнату. С разрешением следует обращаться в Росреестр.

Видео (кликните для воспроизведения).

Здесь гражданам выдают свидетельство о праве собственности, которое лучше иметь, если вы захотите продать или провести обмен комнаты. Его можно будет оформить в 2019 году, если предоставить кадастровый план на объект, паспорт заявителя, выписки из БТИ, налоговой службы и жилищного комитета. Также за выдачу свидетельства придется заплатить государственный сбор. Проверять документы в Росреестре будут около2-4 недель. Чтобы стать полноправным владельцем комнаты или земельного участка, лучше за свои средства подготовить план объекта, в котором будут подробно отображены все его эксплуатационные характеристики и условия. Когда гражданин получит свидетельство о праве собственности, он сможет сам распоряжаться своим имуществом — продать его, сдать в аренду, завещать, подарить и т. д.

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Приватизация муниципального государственного имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here