Порядок аттестации рабочих мест

Самое важнее по теме: "Порядок аттестации рабочих мест" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспе­чении» (ст. 14) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 утверждено Положение о порядке проведения аттеста­ции рабочих мест по условиям труда.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 22.02.2008 № 35 утверждена Инструкция по оценке ус­ловий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предостав­лению компенсаций по ее результатам (далее — Инструкция).

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) про­водится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабо­чем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда. Определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжи­тельность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными усло­виями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхова­нию работников.

Для организации и проведения аттестации наниматель издает приказ, в соответствии с которым утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации.

Аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и про­должительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыду­щей аттестации.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в соответствии с Инструкцией. По результатам аттестации устанавливается класс (степень) вредности или опасности ус­ловий труда на рабочем месте.

В ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса.

Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов про­изводственной среды для аттестации проводятся испытательными лабо­раториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь.

По итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются:

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, про­фессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — списки);

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополни­тельный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

план мероприятий по улучшению условий труда.

Перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее — приказ). В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не под­тверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредны­ми и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном раз­мере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

[2]

Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимате­ля об утверждении ее результатов.

Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, долж­ны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттеста­ции (карта, приказ) под роспись.

Наниматель представляет в областные и Минскую городскую госу­дарственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защи­те районных, городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответ­ствующие требованиям списков, и приказа. В областные и Минскую го­родскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского испол­нительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда.

Приказы, перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения работнику права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, хранятся нанимателем в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы.

При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке.

Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится:

в случае изменения законодательства, требующего ее проведения;

при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, измене­нием технологического процесса и средств коллективной защиты;

по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;

по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсою­за (профсоюзов).

Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производ­ственного назначения. Приказ нанимателя об утверждения результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест.

Читайте так же:  Где взять выписку из домовой книги и лицевого счета – порядок действий и документы

Результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, при­меняются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, либо особые условия труда, соответствующие требованиям списков, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются со дня издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации.

[3]

Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополни­тельный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредны­ми и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном раз­мере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работни­кам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжи­тельности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

В состав рабочего времени включаются также периоды, предусмотрен­ные частью восьмой статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Консультативную и методическую помощь нанимателям по проведе­нию аттестации осуществляют органы государственной экспертизы усло­вий труда Республики Беларусь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядок проведения аттестации рабочих мест по новым правилам

Приказом от 26.04.2011 № 342н Минздравсоцразвития России утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок). Этот документ вступил в силу 01.09.2011. Новый Порядок содержит существенные изменения, которые касаются как работодателя, так и работника. В нем более детально описаны подготовка к аттестации, распределение обязанностей по ее организации и проведению, оформление результатов. Кроме того, появился целый ряд нововведений.

Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот – сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
  • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, – этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, согласно закону РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем – проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

Читайте так же:  Коэффициент бонус-малус – пряник или кнут

Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда – причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, – сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Пример приказа о создании аттестационной комиссии

Приложение 2

Пример приказа об утверждении графика аттестации рабочих мест

Приложение 3

Изменен порядок аттестации рабочих мест

Трофимова Е. П., юрист

Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда каждые пять лет. С 1 сентября 2011 года руководствоваться придется новыми правилами. Для чего нужна аттестация? Кому поручить ее проведение? Какая ответственность грозит за несоблюдение требований законодательства?

Охрана труда

Напомним, что, согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. То есть аттестация рабочих мест является одним из законодательно установленных требований об охране труда.

Новый Порядок проведения аттестации … утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее – Порядок). Он будет применяться вместо документа, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569. При этом установлено, что результаты прежней аттестации, проведенной до вступления в силу нового Порядка, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 приказа № 342н).

Отметим: основные положения порядка проведения аттестации сохранены, но документ систематизирован, процедура изложена более четко. Главное изменение – в определении требований к аттестующей организации. Кроме того, всеобщий переход на электронный документооборот не обошел стороной и рассматриваемое мероприятие.

Использование результатов аттестации

Итак, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных или опасных производственных факторов. Ее результаты нужны организации, в частности:

– для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

– для установления гражданам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

– для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и средствами коллективной защиты;

– для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– для санитарно-бытового и медицинского обеспечения персонала в соответствии с требованиями охраны труда;

– для обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.

Заметим: пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания из списка исключены, в их числе:

– обоснование решений о применении административного наказания в виде приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

– рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

– решение вопроса о применении мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Периодичность

Аттестации подлежат все рабочие места организации. Сроки аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.


Аттестация может быть и внеплановой. Согласно пунктам 47, 48 Порядка, она проводится:

– в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (их аттестация должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию; в прежнем документе срок не был установлен);

– при замене производственного оборудования;

– при изменении технологического процесса;

– при изменении средств коллективной защиты;

– по результатам государственной экспертизы условий труда, осуществленной в целях оценки качества проведения аттестации (раньше была несколько иная формулировка – «при выявлении нарушений…»);

Видео (кликните для воспроизведения).

– при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда (такого требования прежде не предъявлялось).

Функции работодателя

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). Но проводит он ее совместно с аттестующей организацией, привлекаемой на основании договора гражданско-правового характера. Работодатель должен оказывать ей содействие, предоставлять необходимую информацию и документацию. Компании дано право привлечь несколько аттестующих организаций.

Аттестующая организация

Установлены требования к аттестующей организации. приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569.

Это должно быть юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, у которого проводится аттестация.

Читайте так же:  Проверка штрафов гибдд по фамилии обзор онлайн-сервисов для проверки и оплаты задолженностей по штра

Перед заключением договора строительной компании следует убедиться в правомочности организации проводить аттестацию. Для этого нужно потребовать документальное подтверждение аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест, то есть представления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Процедурные вопросы

Механизм аттестации в целом остался прежним. Поправки можно назвать уточняющими и корректирующими (заменены некоторые формулировки, в другом порядке изложены отдельные положения, переутверждены формы составляемых документов). Поэтому процедуру мы излагать не будем, напомним лишь ее основные этапы, отметив изменения, если они есть.

Для проведения аттестации работодатель создает аттестационную комиссию и определяет график проведения работ. В состав комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет ее представитель работодателя.

Состав комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

В ходе аттестации осуществляется оценка:

– соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

– травмоопасности рабочих мест;

– обеспеченности работников СИЗ;

– условий труда на рабочих местах (в комплексе).

В перечне рабочих мест, подлежащих аттестации, теперь также должны быть указаны факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, которые необходимо измерять и оценивать.

Введено понятие комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте. Так, при соответствии условий труда гигиеническим нормативам, требованиям обеспеченности работников СИЗ и при невыявлении травмоопасности рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка).

Закреплено, что особенности аттестации могут устанавливаться локальным нормативным актом работодателя, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников.

Также отмечено, что аттестационная комиссия вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок, если это угрожает безопасности работников или специалистов аттестующей организации. В случае принятия такого решения условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным.

По результатам аттестации комиссия составляет отчет с приложением оформленных ею документов (карт аттестации, сводной ведомости результатов аттестации, сводной таблицы классов условий труда, плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и т. д.).

Затем отчет вместе с итоговым протоколом передается работодателю. Руководитель компании издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит каждого работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

В течение 10 календарных дней после подписания приказа работодателю необходимо проинформировать о проведенном мероприятии государственную инспекцию труда в своем регионе (субъекте Российской Федерации), направив ей сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации.

Обращаем внимание на следующие новшества. Строительная компания должна составить отчет не только на бумаге, но и в электронном виде. А аттестующая организация обязана передать в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных документы по результатам аттестации на электронном носителе.

Ответственность, контроль и надзор

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставленной в государственную трудовую инспекцию информации возлагается на работодателя. А за достоверность выполненных измерений и оценок – как на работодателя, так и на аттестующую организацию (п. 52 Порядка).

Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Порядка проведения аттестации (в том числе госэкспертизу условий труда в целях оценки качества проведенной аттестации) осуществляет Роструд.

Кроме того, в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений имеют профсоюзы.

Штрафы за непроведение аттестации составляют:

– для организаций – от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности нарушителя на срок до 90 суток);

– для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб.

Такие меры ответственности установлены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако отметим, что размер штрафных санкций, налагаемых на юридических и должностных лиц за нарушения в области охраны труда, планируется существенно повысить.

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.
Читайте так же:  Как правильно рассчитать налог на прибыль

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

[1]

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (ст. 14) постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 02.08.1995 № 409 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.1998 № 1911.

Читайте так же:  Срок действия штрафов гибдд — разъяснения по закону

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 04.09.1995 № 74 утверждена Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 26.05.2000 №80.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) распространяется на все предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности (далее — предприятие).

Основная цель аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) заключается в регулировании отношений между нанимателем или уполномоченным им органом и работниками по реализации права на здоровые и безопасные условия труда (улучшение условий труда, установление пенсий в связи с особыми условиями труда, минимально гарантированного размера доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, в том числе за счет собственных средств предприятия), а также в регулировании отношений между государством и нанимателем в части достижения оптимального уровня

условий труда на предприятии (дифференцированные тарифы на государственное социальное страхование в зависимости от условий труда).

Аттестация проводится аттестационной комиссией предприятия, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия. Периодичность проведения аттестации — один раз в пять лет.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия (нанимателя). В случае несвоевременного проведения аттеста­ции пенсия за неаттестованный период выплачивается из собственных средств нанимателя, так как неаттестованный период не может быть зачтен в специальный стаж, необходимый для назначения пенсий в связи с особыми условиями труда.

Аттестация рабочих мест предусматривает:

выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов, формирующих неблагоприятные условия труда, установление причин их возникновения;

оценку технического и организационного уровня рабочего места на его соответствие строительным и санитарным нормам и правилам, стандартам безопасности труда;

исследование санитарно-гигиенических факторов производственной среды, сложности и напряженности трудового процесса;

количественную оценку условий труда на рабочем месте;

разработку и составление перечня организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;

определение права работников на пенсию по возрасту по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (далее — Список № 1 и Список № 2), установление за счет средств предприятия доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

составление перечня рабочих мест, производств, профессий и должностей, работники которых по результатам аттестации имеют право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2 . Форма перечня утверждается Министерством труда и социальной защиты;

составление перечня рабочих мест, на которых работающим устанавливаются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда. Конкретный размер минимально гарантированных доплат за работу в неблагоприятных условиях труда устанавливается в соответствии с Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

определение размера дифференцированных тарифов (взносов) на государственное социальное страхование.

Внеочередная аттестация проводится:

в случае изменения условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедрении новой техники и технологии, изменении технологических процессов, применении новых видов сырья и материалов;

при улучшении условий труда за счет осуществления организационно-технических мероприятий;

по инициативе нанимателя или уполномоченного им органа профсоюзного комитета или другого выборного органа трудового коллектива, работника предприятия;

по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

Лабораторные исследования и инструментальные замеры санитарно-гигиенических факторов производственной среды производятся промышленно-санитарными лабораториями предприятий, а также на договорной основе учреждением санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранением другими лабораториями, прошедшими аккредитацию и зарегистрированными в соответствии с требованиями системы аккредитации проверочных испытательных лабораторий Республики Беларусь (СТБ 941.2-93 и СТБ 941.3-93).Сведения о результатах аттестации заносятся в Карту условий труда на рабочем месте, форма которой утверждается Министерством труда и социальной защиты.

Перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, работники которых по результатам аттестации имеют право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2, после согласования с профсоюзным комитетом либо другим выборным органом трудового коллектива и ознакомления с ним работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, утверждается приказом руководителя предприятия и хранится в течение срока, установленного для документов о трудовом стаже.

Извлечения из приказа прилагаются к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых внесены в указанный перечень.

Два экземпляра этого перечня должны быть представлены в исполком по местонахождению предприятия, на котором была проведена аттестация рабочих мест.

Перечень рабочих мест, на которых работающим устанавливаются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, после согласования с профсоюзным комитетом либо другим выборным органом трудового коллектива включается в коллективный договор.

Перечень организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда включается в коллективный договор.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль за качеством проведения аттестации, правильностью применения Списка № 1 и Списка № 2, возлагается на Государственную экспертизу условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Источники


  1. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  3. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
  4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
Порядок аттестации рабочих мест
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here