Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Самое важнее по теме: "Оценка условий труда и аттестация рабочих мест" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

ПРОВЕДЕМ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)

в полном соответствии с ФЗ №426н от 28 декабря 2013 г.

Работаем по всей России

В соответствии со статьёй 212 Трудового Кодекса РФ, Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, цитата «Работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда. «.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. (Ст.3, п.1 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда на предприятии или в организации включает в себя измерения условий труда на рабочем месте по физическим, химическим и биологическим факторам, таким как:
температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловые излучения, электромагнитные поля и излучения различных происхождений, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли), освещение, и химических факторов (химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты).

Процедура специальной оценки условий труда состоит из 3 основных этапов:

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов:

  • подготовка приказов по проведению специальной оценки условий труда и т.д.
  • составление перечня рабочих мест на основании предоставленного заказчиком штатного расписания: в части указания наименований структурных подразделений, профессий и должностей в них, а так же количества штатных единиц, без указания фамилий и окладов работников.
  • определение вредных и опасных факторов производственной среды.
  • сбор первичных материалов для формирования карт специальной оценки условий труда.

Инструментальная оценка вредных и опасных производственных факторов:

  • измерение физических и химических факторов производственной среды.
  • оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • оценка травмоопасности рабочих мест
  • оценка обеспеченности работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Подготовка и оформление документов:

  • карт специальной оценки условий труда;
  • сводной ведомости результатов специальной оценки условий труда;
  • сводной таблицы классов условий труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протоколов заседаний комиссии по результатам специальной оценки условий труда (итоговый).
  • протоколы замеров по каждому согласованному фактору, протоколы обеспеченности специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты, протоколы оценки травмоопасности.

Преимущества работодателя приобретаемые вместе со специальной оценкой условий труда:

  • Отсутствие претензий со стороны надзорных органов (Государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор, прокуратура и т.д.).
  • Установления скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев, а также планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников за счет средств ФСС.
  • Положительное разрешение трудовых споров, в том числе при сокращении штата.
  • Решение вопросов о связи заболевания с профессией, при подозрении на проф. заболевание.

Результаты специальной оценки условий труда и спользуются в целях:

Проведение СОУТ в Москве и в Московской области ( аттестация рабочих мест ), Апрелевка, Балашиха, Бронницы, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Высоковск, Голицыно, Дедовск, Дзержинский, Дмитров, Долгопрудный, Домодедово, Дрезна, Дубна, Егорьевск, Жуковский, Зарайск, Звенигород, Ивантеевка, Истра, Кашира, Клин, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Красногорск, Краснозаводск, Краснознаменск, Кубинка, Ликино-Дулёво, Лобня, Луховицы, Лыткарино, Люберцы, Можайск, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Одинцово, Ожерелье, Озёры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Протвино, Пушкино, Раменское, Реутов, Рошаль, Руза, Сергиев Посад, Серпухов, Солнечногорск, Ступино, Талдом, Фрязино, Химки, Черноголовка, Чехов, Шатура, Щёлково, Электрогорск, Электросталь, Электроугли, Яхрома

Специальная оценка условий труда от ООО «Главпромэкспертиза»

Одной из первостепенных обязанностей работодателя согласно ст. 212 ТК РФ является предоставление охраны и безопасных условий труда. Процедура обязательна для всех юридических лиц. Поэтому на всех рабочих местах осуществляется СОУТ – специальная оценка условий труда. Как исключение выступают дистанционные сотрудники, надомники, а также работники, которые состоят в трудовых отношениях с физическим лицом без статуса ПБОЮЛ.

В случае нарушения трудового законодательства работодателю может угрожать как административная, так и уголовная ответственность.

Какие задачи возлагаются на специальную оценку условий труда (СОУТ)

СОУТ – это более структурированный и собранный вариант ранее известной аттестации рабочих мест. Главной целью процедуры является:

выявить опасные и вредные факторы на рабочем месте;

просчитать их воздействие на работников;

определить на рабочих местах средства и меры персональной и коллективной защиты;

привести условия труда в соответствие с трудовым законодательством.

По итогам проведения специальной оценки условия труда на рабочих местах разделяют на допустимые, оптимальные, вредные, опасные.

С помощью специалистов компании «Главпромэкспертиза» вы оперативно и грамотно получите СОУТ по низкой стоимости и согласно всем требованиям ТК РФ и Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Плюсы СОУТ от ООО «Главпромэкспертиза»

ООО «Главпромэкспертиза» входит в утвержденный Минтруда и социальной защиты РФ реестр аккредитованных организаций (под №3166 от 06.12.2013 г.), которые предоставляют услуги в сфере охраны труда. Основной вид нашей деятельности – проведение специальной оценки условий труда в Москве и других регионах страны. В нашем штате исключительно опытные сотрудники с высшим образованием, после специальной подготовки и профилированного обучения по проведению СОУТ рабочих мест.

Благодаря наличию собственных аккредитованных лабораторий компания оказывает услуги по специальной оценке условий труда, стоимость которых минимально низкая, а качество неизменно высокое. Современное аналитическое и измерительное оборудование позволяет измерять опасные и вредные факторы с высокой точностью и минимальными погрешностями.

Читайте так же:  Как сэкономить электроэнергию в квартире или частном доме

ООО «Главпромэкспертиза» ведет свою деятельность во всех регионах Российской Федерации. На СОУТ цена всегда демократичная (от 600 рублей за рабочее место), благодаря чему услуги нашей компании доступны для всех юридических лиц.

Мы знаем, как обеспечить вашим сотрудникам надлежащие условия труда!

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Читайте так же:  Соглашение о задатке при покупке дома с земельным участком

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?

Спецоценка условий труда — мероприятие, обязательное для всех российских фирм-работодателей в силу требований ТК РФ. Проводится она в целях определения уровня вредных факторов в офисе или на производстве. В чем наиболее примечательные нюансы спецоценки, расскажем в нашей статье.

Спецоценка условий труда: ее сущность

Специальная оценка условий труда регламентируется положениями ст. 212 ТК РФ, которые появились в кодексе после издания закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Порядок ее проведения содержит приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н. А Порядок контроля за спецоценкой условий труда утвержден приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н.

Прежде всего, данное мероприятие предполагает выявление вредных либо опасных для здоровья людей, работающих в офисах и на производствах, факторов. Посредством спецоценки условий труда также определяется степень воздействия обнаруженных факторов на сотрудника, а также то, насколько соответствующие показатели отклоняются от тех или иных норм. Кроме того, анализируется уровень эффективности применяемых средств индивидуальной (либо коллективной) защиты наемных сотрудников.

По итогам спецоценки условий труда для каждого инспектированного рабочего места устанавливается один из 4 классов условий труда (опасные, вредные, допустимые, оптимальные), а также их подкласс.

Как соотносятся специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Спецоценка условий труда по закону № 426-ФЗ заменила собой аттестацию рабочих мест сотрудников. По содержанию оба мероприятия в целом схожи. Но вот правовые последствия аттестации и спецоценки условий труда несколько различаются.

Так, по факту проведения первой процедуры и выявления вредных условий на тех или иных рабочих местах сотрудники фирмы получают право:

  • на уменьшение длительности рабочей недели (она не должна превышать 36 часов);
  • минимум 7 дней, добавляемых к отпуску;
  • повышение оклада по должности минимум на 4%.

В свою очередь, итоги спецоценки условий труда предопределяют появление у работника права на все указанные льготы, только если условия на его рабочем месте были оценены как соответствующие подклассам вредности от 3,3 и выше.

Кроме того, итоги спецоценки условий труда определенным образом влияют на величину дополнительных отчислений работодателя в ПФР, установленных п. 3 ст. 428 НК РФ.

Если, например, то или иное рабочее место оценено как соответствующее классу опасных условий труда, то компания-работодатель, которая провела спецоценку условий труда, обязана будет уплачивать в ПФР взнос в размере 8% от зарплаты сотрудника, занятого на соответствующем рабочем месте, если как вредный — то от 2 до 7%. Но если класс рабочего места по факту спецоценки условий труда определен как допустимый или оптимальный, размер данного взноса будет равен 0.

В свою очередь, нормы отчислений в ПФР при аттестации определяются по иным принципам. Они, во-первых, фиксированные, а во-вторых, как правило, меняются законодателем ежегодно (чуть позже мы рассмотрим специфику данной схемы подробнее).

Вместе с тем схожесть аттестации и спецоценки условий труда обуславливает некоторую преемственность данных процедур.

Аттестация и спецоценка: аспекты преемственности

Так, если фирма до вступления в силу закона № 426-ФЗ провела аттестацию рабочих мест, то в течение 5 лет с момента ее завершения она вправе не инициировать спецоценку условий труда (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда требуется проведение внеплановой специальной оценки условий труда согласно критериям п. 1 ст. 17 закона № 426-ФЗ.

[1]

Еще 1 аспект преемственности аттестации и спецоценки рабочих мест по условиям труда заключается в том, что тарифы в ПФР, установленные ст. 428 НК РФ, частично применяются также фирмами, которые провели аттестацию. Так, если по факту аттестации условия труда на рабочих местах были оценены как вредные или опасные, взносы в ПФР по ним будут соответствовать тем, которые определены для вредных или опасных условий, фиксируемых при спецоценке условий труда.

Однако если по итогам аттестации условия на рабочих местах были классифицированы как допустимые или оптимальные, фирме, если она затем не проведет спецоценку, придется уплачивать в ПФР взнос по нормам пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Как раз тем, которые, как мы отметили выше, фиксированные и ежегодно меняются государством. Сегодня они могут составлять 6 или 9% — в зависимости от вида выполняемых сотрудниками работ, перечисленных в ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Читайте так же:  Защита прав несовершеннолетних в суде

О том, какие условия труда расцениваются как вредные, читайте в статье «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?».

Для каких фирм спецоценка рабочих мест обязательна

В общем случае спецоценка рабочих мест обязательна для всех юрлиц и ИП, имеющих наемных сотрудников, работающих на территории предприятия, то есть не удаленно и не на дому (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ). Фирме необходимо сделать спецоценку условий труда в 2017 году в кратчайшие сроки (в частности, сразу после регистрации юрлица или ИП в ФНС и найма первого сотрудника), если она еще не провела аттестацию, результаты которой сохраняют силу в течение 5 лет.

ВАЖНО! Если спецоценка условий труда не будет своевременно проведена, на фирму может быть наложен штраф согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем если в компании отсутствуют рабочие места, включенные в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также признанные вредными в силу текущих НПА или по факту аттестации, спецоценка условий труда фирмой может быть отложена, так как крайний срок ее проведения в данном случае — 31 декабря 2018 года.

Нужна ли СОУТ на временных рабочих местах, узнайте здесь.

Кто непосредственно проводит спецоценку рабочих мест по условиям труда

Инициатором юридических действий при проведении спецоценки условий труда должна быть фирма, имеющая наемных сотрудников. Она же должна финансировать расходы на осуществление данного мероприятия.

Однако по закону о спецоценке условий труда проводит ее сторонняя организация, имеющая необходимые компетенции. Чаще всего это аккредитованная Министерством труда структура, предоставляющая услуги в сфере охраны труда для частных фирм. Специальная оценка условий труда, таким образом, фактически является внешним, аутсорсинговым сервисом, заказываемым компанией-работодателем.

О процедуре спецоценки подробнее читайте в материале «Порядок оценки условий труда на рабочем месте (нюансы)».

Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах

Вынужденная нанимать стороннюю фирму компания-работодатель в ходе осуществления спецоценки условий труда может нести существенные расходы. В общем случае необходимо провести исследование на предмет вредных и опасных факторов всех рабочих мест в фирме. Но есть 1 способ сократить их количество — классифицировать соответствующие места как аналогичные. Тогда и расходов у компании-заказчика будет ощутимо меньше.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аналогичными следует считать рабочие места, которые:

  • располагаются в одном и том же или отдельных, но единообразных помещениях;
  • оснащены однотипной климатической инфраструктурой;
  • задействуются работниками, решающими одни и те же производственные задачи, занимающими одну и ту же должность, имеющими одинаковую профессию, работающими в одно и то же время.

Экономия в данном случае получается за счет того, что спецоценка условий труда по закону № 426 ФЗ допускается для 20% аналогичных рабочих мест от их общего количества. При этом оцениваемых мест должно быть не менее 2 (п. 1 ст. 16 закона № 426-ФЗ).

Что делать с результатами спецоценки

После того как спецоценка условий труда проведена специализированной фирмой, оформляется отчет на основе формы, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Его должны подписать сотрудники проверяющей организации, а также представители компании, заказавшей проведение специальной оценки условий труда.

Сводная информация по отчету, в котором фиксируются результаты спецоценки условий труда, должна быть размещена на сайте компании-работодателя (п. 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ). Также фирма должна письменно ознакомить сотрудников с итогами специальной оценки условий труда в течение 30 дней с момента ее проведения (п. 5 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

Если согласно отчету о проведении спецоценки на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы или если с 01.05.2016 условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, необходимо оформить декларацию по спецоценке условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 3 ФЗ от 01.05.2016 № 136-ФЗ).

Часто возникает вопрос: кто сдает декларацию по спецоценке условий труда работодатель или специализированная фирма, которая проводила спецоценку? Для ответа нужно опять обратиться к ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ. Согласно этой норме составление декларации и ее подача в Государственную инспекцию по труду является обязанностью работодателя. Минтруд России в п. 5 приказа от 07.02.2014 № 80н указывает на срок подачи декларации работодателем — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Что изменено в законе о спецоценке с 2016 года

С 1 мая 2016 года в закон № 426-ФЗ были внесены изменения, которые коснулись:

  • компаний, основной деятельностью которых является спецоценка условий труда в 2016 году;
  • работодателей.

Так, среди существенных изменений можно выделить:

  • обязанность работодателя обратиться в специализированную компанию по проведению оценки опасных и вредных для здоровья производственных факторов при наличии обращения своих работников;
  • декларация по спецоценке условий труда с 2016 года предоставляется не только в случаях, когда условия труда были признаны безопасными/безвредными, но и в случае установления допустимых/оптимальных условий.

О том, что ТК РФ относит к правам и обязанностям работодателя в части спецоценки, читайте в статье «Ст. 22 ТК РФ: вопросы и ответы».

Специальная оценка условий труда — мероприятие, которое должны проводить все российские компании-работодатели. Если ранее фирма уже занималась аттестацией рабочих мест, то спецоценку условий труда можно на законных основаниях перенести на 5 лет. Если в компании нет вредных рабочих мест, а также позиций, указанных в перечне, утвержденном постановлением № 781, и корреспондирующих с ним НПА, специальную оценку условий труда можно отложить до 31.12.2018.

Для проведения специальной оценки условий труда фирма-работодатель должна обратиться в специализированную организацию, аккредитованную Министерством труда. Экономии на оплате ее услуг может способствовать наличие у заказчика специальной оценки условий труда значимого количества альтернативных рабочих мест, из которых можно оценивать только 20%, но как минимум 2 рабочих места.

Читайте так же:  Как выглядит инструкция по заполнению трудовых книжек

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации «Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда».

Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда — труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).

совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ) называется условиями труда.

[2]

— Факторы производственной среды: физические, химические, биологические.

— факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда, травмобезопасность.

Вредный фактор рабочей среды — фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Опасный фактор рабочей среды — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Основные факторы трудового процесса

К основным факторам трудового процесса, т.е. факторов постоянно присутствующих на любом рабочем месте можно отнести тяжесть и (или) напряженность труда, а также травмобезопасность. Из производственных факторов или факторов окружающей среды на рабочих местах будут присутствовать: освещенность рабочего места (рабочей поверхности) обычно в помещении и параметры микроклимата как в помещении так и на открытой территории.

Основные документы на основе которых проводится аттестация рабочих мест

1 Постановление РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

2 Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

3 Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

4 P 2.2.2006-05Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

5 Методические указания. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда.

Остальные документы используемые для проведения измерений и оценки производственных факторов, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ и спецодеждой: ПОТ, ГОСТ, СанПиН, СП, РД, СН, ТИ, ТОН и др.

Какие последствия несет проведенная или не проведенная АРМ?

Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Для работодателя проведенная аттестация рабочих мест несет несколько положительных моментов:

Не проведение аттестации рабочих мест грозит штрафами, установленными кодексом об административных правонарушений. Должностное лицо штрафуется на сумму от 1 до 5 тысяч рублей, юридическое — от 30 до 50 тыс. Здесь нужно отметить, что важна не столько сумма штрафа, сколько часть 2 статьи 5.27 того же самого кодекса, где написано, что если вы в первый раз нарушили трудовое законодательство, то вас оштрафуют, но если в течение года вас повторно поймали на том же самом, то материалы инспектор обязан отправить в суд. И уже в суде будет ставиться вопрос о дисквалификации руководителя сроком от одного до трех лет.

Организация привлекаемая с целью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна иметь следующий пакет документов:

1) действующий аттестат аккредитации измерительной, испытательной или аналитической лаборатории в области аккредитации которой прописаны виды измерений и оценок на которые аккредитована лаборатория (выдается аккредитующим органом на срок не более 5 лет). Систем в которых аккредитована лаборатория может быть несколько (ГОСТ Р; ССОТ; ГСЭН; СААЛ);

2) непросроченные удостоверения, аттестаты, свидетельства о прохождении обучения и подтверждающие знания персонала лаборатории на проведение измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в специализированных учреждениях.

Не менее важным при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест является опыт работы по проведению аттестации рабочих мест в той сфере (отрасли) к которой принадлежит аттестуемая организация.

Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.

2. Договор с аттестующей организацией.

Нестационарные или непостоянные рабочие места

Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) пункт 14 приказа № 569.

Непостоянное рабочее место — Место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Какие именно факторы подлежат оценке на рабочем месте и как их определить?

Читайте так же:  Можно ли вернуть косметику в магазин

В соответствии с пунктом 15 Приказа № 569 при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда (пункт 11, подпункт 3 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007)

Контролю подлежат все характерные для рабочего места вредные и опасные факторы, регламентируемые санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также тяжесть и напряженность труда. Для составления перечня факторов, подлежащих измерению и оценке, используют техническую, организационно-распорядительную документацию, сертификаты соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п. (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Приложение 6, пункт 6.4).

Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

[3]

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (пунк 46 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007) работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: 115582, г.Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, центральный бокс, 7 этаж, каб. № 9

Источники


  1. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  2. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  3. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
  4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
Оценка условий труда и аттестация рабочих мест
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here