Особенности правового режима земель водного фонда

Самое важнее по теме: "Особенности правового режима земель водного фонда" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Правовой режим земель водного фонда

§ 1. Понятие и состав земель водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Использование и охрана водных объектов напрямую связаны с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. С одной стороны, объекты, размещаемые в непосредственной близости от водных объектов, могут оказывать на них негативное воздействие, в частности захоронения вредных веществ, свалки производственных отходов могут причинить вред не только самим водным объектам, но и жизни и здоровью граждан. С другой стороны, осуществление водопользования трудно представить без размещения в водоохранных зонах хозяйственных сооружений: речных вокзалов, шлюзов и т. д.

Поэтому требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, обеспечивают рациональное использование таких земель для нужд водопользования, а также ограничивают или в некоторых случаях запрещают осуществление отдельных видов деятельности, которые могут причинить вред водному объекту.

Законом предусмотрена возможность использования земель водного фонда для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих потребности населения в питьевой воде, бытовые, оздоровительные и другие потребности населения. Также существует возможность использования земель водного фонда для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд.

Необходимо отметить, что указанное определение земель водного фонда дано законодателем после принятия ВдК РФ в 2006 г. В прежней редакции в понятие земель водного фонда включались и водоохранные зоны.

Однако из этого не следует, что водоохранные зоны не могут быть включены в состав земель водного фонда. Исходя из системного толкования норм земельного и водного законодательства, допустимо сделать вывод, что указанные земли могут включаться в иные категории земель (земли населенных пунктов и т. д.) и исключительного права земель водного фонда на водоохранные зоны уже нет.

Исключив из состава земель водного фонда водоохранные зоны, законодатель тем самым ввел более свободное обращение природо-пользователей и органов власти с землями водоохранных зон.

Земельный кодекс РФ существенно ограничивает оборот земель, занятых водными объектами и гидротехническими сооружениями. Передача указанных земель в частную собственность возможна только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Водное законодательство закрепляет исключительно государственную собственность на водные объекты, включая в их состав и земли, кроме прудов и обводненных карьеров.

Земли водного фонда согласно НК РФ не признаются объектами обложения земельным налогом. Землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Данная налоговая льгота может быть объяснена тем, что законом предусмотрены значительные ограничения, связанные с целевым назначением земель водного фонда.

Основания для перевода земель водного фонда в другую категорию земель предусмотрены действующим законодательством. К таким случаям относятся:

  • 1) создание особо охраняемых природных территорий;
  • 2) установление или изменение черты населенных пунктов;
  • 3) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • 4) прекращение существования водных объектов, изменение русла, границ и иные изменения местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В литературе существует точка зрения, согласно которой правовой институт земель водного фонда является недостаточно развитым, в связи с чем вносятся предложения о принятии отдельного нормативного акта о землях водного фонда. В то же время следует признать, что не только правовое регулирование земель водного фонда является неполным. С тем же самым успехом можно вносить предложения о разработке федеральных законов по всем категориям земель.

Правовой режим земель водного фонда

Водный фонд — это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водный кодекс РФ от 03.06.06 (в ред.от 30.12.08) Определение земель водного фонда разъясняет ст. 102 Земельного кодекса РФ — к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Эти земли выделены в самостоятельную категорию земель, так как они имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. Существенный вред водным объектам наносит хозяйственная и иная деятельность человека непосредственно на их берегах и прилегающих территориях, которая приводит к ухудшению качества воды в водных объектах за счет неконтролируемого поступления загрязняющих веществ в составе поверхностного и подземного стока. С другой стороны, осуществление водопользования невозможно без размещения в водоохранных зонах хозяйственных объектов: речных вокзалов, шлюзов т.д.

Именно поэтому одним из важнейших традиционных направлений правовой охраны поверхностных вод, в том числе от загрязнения, является ограничение определенных видов деятельности человека на прибрежных территориях путем установления специальных зон и полос с особым правовым режимом. Требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, должны обеспечивать рациональное использование таких земель для нужд водопользования, а также ограничивать и запрещать осуществление отдельных видов деятельности, в результате которой может быть причинен вред водному объекту.

Создание охранных и защитных зон в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий т загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается п. 1 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих потребности населения в питьевой воде, бытовые, а также оздоровительные и другие потребности населения. Кроме того, земли водного фонда могут использоваться для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны. По существу, водоохранные зоны должны служить естественными барьерами, преграждающими поступление загрязняющих веществ в водные объекты в составе поверхностного и подземного стока.

Порядок создания и правовой режим водоохранных зон в настоящее время определяется Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74 — ФЗ, ст. 65 которого устанавливает, что водоохранными зонами являются территории, примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов. Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: ЗАО «Юстицинформ»; — 2006. В такой зоне устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных непосредственно вдоль береговой линии устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Читайте так же:  Прописка для новорожденного какие документы нужны для этого

Эффективность выполнения водоохранными органами защитных функций зависит от двух составляющих их правового статуса: обусловленности размеров и границ этих зон и условий их правового режима. О.А.Романова «Правовое регулирование водоохранных зон» — Научно-практический и информационно-аналитический ежемесячный журнал «Аграрное и земельное право» Глав.ред.: А.И.Бобылев. изд.дом «Право и государство». 2008 №6(42). с.85 Особенно сложным с научной точки зрения и болезненным с точки зрения экономики является вопрос об установлении границ водоохранных зон. На протяжении истории развития водоохранного законодательства нашего государства подход к решению этого вопроса претерпел значительные изменения.

Действующее водное законодательство принципиально изменило концепцию установления водоохранных зон и значительно ослабило требования к их правовому режиму.

Во-первых, общий объем правового регулирования отношений по установлению водохранных зон был существенно сокращен, поскольку новый Водный кодекс РФ в ст. 65 содержит практически исчерпывающий перечень нормативных положений в данной области и не предусматривает никакого дополнительного правового регулирования, за исключением установления водоохраной зоны озера Байкал.

Во-вторых, в Водном кодексе РФ 2006 г. закреплен формальный подход к созданию водоохранных зон, который был применен предыдущим законодательством для установления минимальных размеров этих зон с возможностью их дальнейшей корректировки в соответствии с разработанными проектами, учитывающими все необходимые факторы и условия О.А.Романова «Правовое регулирование водоохранных зон» — Научно-практический и информационно-аналитический ежемесячный журнал «Аграрное и земельное право» Глав.ред.: А.И.Бобылев. изд.дом «Право и государство». 2008 №6(42). с.87..

Водный кодекс Российской Федерации 2006 г.частично воспроизводит нормы «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» 1996 г. в части определения этим Положением минимальных размеров водоохранных зон водных объектов, а единственно возможную, учтывая только длину водотоков, а в отношении озер и водохранилищ — их рыбохозяйственную ценность.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Обычно ширина водоохраной зоны реки составляет от 50 до 500 метров в зависимости от ее протяженности. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склона прилегающей территории.

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, и обозначаются на местности водоохранными знаками установленного образца. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.

В отношении установления прибрежных защитных полос водоохранных зон действующее водное законодательство также пошло по пути упрощения и уменьшения их размеров. Если раньше на ширину прибрежных защитных полос, помимо крутизны склонов, влияли виды прилегающих к водному объекту угодий, и ширина полосы могла достигать 100 метров, то сейчас ширина полос устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров. Водный кодекс РФ ст.65 (в ред.от 30.07.08).

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.

Исключение составляют озера и водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежных защитных полос которых устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Соответственно, их водоохранные зоны совпадают с прибрежными защитными полосами и не могут быть больше.

Для водных объектов в пределах черты поселения при наличии набережных и ливневой канализации ширина прибрежной защитной полосы совпадает с парапетом набережной, а ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной или (при отсутствии набережной) от береговой линии шириной в соответствии с п. 2-14 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Для создания эффективной защиты водных объектов от загрязнения и других видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности посредством водоохранных зон важное значение имеет установление необходимого и достаточного перечня ограничений деятельности на их территории.

В пределах водоохранных зон запрещаются: 1) проведение авиационно-химических работ, применение химических средств, использование навозных стоков для удобрения почв; 2) размещение складов вредных веществ: ядохимикатов, мест складирования и захоронения хозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод и т.п.; 3) размещение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохранных зон менее 100 метров и крутизна склонов прилегающих территорий более 3 градусов; 4) размещение стоянок транспортных средств, в том числ на территории дачных и садово-огородных участков, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; 5) проведение рубок главного пользования; 6) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений, проведение работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти.

Собственники расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков должны соблюдать правила их пользования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос устанавливаются дополнительные ограничения. Запрещаются: 1) распашка земель; 2) применение удобрений; 3) складирование отвалов, размываемых грунтов; 4) выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; 5) установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; 6) движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов могут предоставляться гражданам и юридическим лицам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

При этом обладатели прав на земельные участки, находящиеся в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, обязаны соблюдать режим использования таких земель, не причинять вреда водным объектам.

Читайте так же:  Возврат лекарственных средств в аптеку как вернуть товар и в каких случаях это возможно

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохраных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.

В России существует государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, который регламентируется в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ и в ряде подзаконных актов. Цель контроля за использованием и охраной вод — обеспечить правомерное поведение участников водных отношений, в том числе реализацию прав и строгое исполнение обязанностей водопользователей. Достижение данной цели невозможно без выполнения основных задач государственного контроля, в том числе и — обеспечения правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Т.е. государственный контроль обеспечивает соблюдение особого правового режима. Но, несмотря на это, правовое регулирование водоохранных зон в Российской Федерации с точки зрения охраны водных объектов от негативного антропогенного воздействия в настоящее время нельзя признать удовлетворительным и необходимо его дальнейшее совершенствование.

Список используемых источников

1) Земельный кодекс РФ от 25.10.01 (в ред. от 30.12.08)

2) Водный кодекс РФ от 03.06.06 (в ред. от 23.07.08)

3) Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: ЗАО «Юстицинформ»; — 2006.

4) Жариков Ю.Г. Земельное право России: учеб. — М.: КНОРУС, 2008.

5) О.А. Романова «Правовое регулирование водоохранных зон» — Научно-практический и информационно-аналитический ежемесячный журнал «Аграрное и земельное право» Глав.ред.: А.И. Бобылев. изд. дом «Право и государство». 2008 №6 (42).

Земли водного фонда: правовой режим

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда, читайте тут.

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Земли водного фонда: состав

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.
Читайте так же:  Как написать и подать заявление в полицию о мошенничестве

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

К последнему можно отнести морские воды, которые в ширину имеют 12 (двенадцать) морских миль, которые отмерены с учетом международных правовых норм и российского законодательства.

Водные объекты, сосредоточенные на поверхности, являют собой постоянные или же временные воды, размещаемые на структуре поверхности суши с повторением формы ее рельефной поверхности, которые имеют конкретные границы, а также измеряемые объемом и границами водного режима. К их перечню относятся воды, размещаемые на поверхности, дно и сам берег.

Водные объекты поверхностного расположения разделяют на водотоки поверхностного размещения и размещаемые на них водохранилища.

Под поверхностными водостоками понимают водные объекты поверхностного размещения, чьи воды пребывают в постоянном движении, к таким причисляют ручьи, реки, включая и водохранилища, располагаемые на них.

Сюда же включены каналы междубассейного распределения и для комплексных использований воды, а также водоемы поверхностного типа.

К ним относят водные объекты поверхностного расположения, чьи воды пребывают в земедленном водообмене. Речь ведется об озерах, водохранилищах, прудах и болотах, ледниках и снежниках.

Ледники — это природные ледяные образования, произошедшие в результате атмосферных явлений, находящиеся в движении и располагаемые на поверхности земли.

Снежниками же, напротив, называют природные образования, чья структура выполнена из ледяных и снежных масс, имеющих неподвижных характер. Им свойственно сохранение на поверхности на протяжении всего теплого периода или же части такового.

Земли, относящиеся к водному фонду в правовом режиме, урегулированы такими нормативно-правовыми актами как:

  • Земельный и Водный кодексы;
  • Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • Закон «О госгранице РФ»;
  • Закон «О защите граждан и государственных территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

[2]

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Правовой режим земель водного фонда

Читайте также:

  1. III. Принцип действия и режимы работы синхронной машины
  2. А к административной и гражданско-правовой — и юридическое тоже.
  3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  4. Административная ответственность за земельные правонарушения.
  5. Административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
  6. Административно-правовой договор
  7. Административно-правовой статус благотворительных организаций 1 страница
  8. Административно-правовой статус благотворительных организаций 10 страница
  9. Административно-правовой статус благотворительных организаций 11 страница
  10. Административно-правовой статус благотворительных организаций 12 страница
  11. Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница
  12. Административно-правовой статус благотворительных организаций 14 страница

Особенности правового режима земель водного фонда обусловлены юридической самостоятельностью земель и вод как компонентов природной среды, в связи с чем их охрана и использование регулируются различными отраслями законодательства. В то же время, воды и земли находятся в естественной природной связи, в связи с чем содержание правового режима земель водного фонда подчинено правовому режиму вод. Так, правовой режим земель водного фонда в значительной степени зависит от:

Читайте так же:  Согласие на выезд ребенка за границу

· целевого назначения водоемов (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, рекреации; промышленности, транспорта, добычи полезных ископаемых и иных целей);

· вида осуществляемого водопользования (общее и специальное; обособленное и совместное).

Учитывая состав и целевое назначение земель водного фонда, к возможным субъектам права пользования этими землями относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом использовать земли данной категории могут водопользователи и иные субъекты. Право водопользователя использовать земельный участок является вторичным по отношению к праву водопользования, а лицам, не являющимся водопользователями, земельные участки предоставляются в общем порядке, предусмотренным земельным законодательством.

Поскольку согласно ст. 13 КоЗ земли водного фонда не подлежат передаче в частную собственность, земельные участки из данной категории могут предоставляться только в пользование и аренду. Ст. 15 КоЗ не называет ведение водного хозяйства в качестве цели, для осуществления которой может быть предоставлено право постоянного пользования земельным участком. Следовательно, земельные участки из земель водного фонда могут быть предоставлены на праве постоянного пользования – государственным организациям для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством, а иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – на праве аренды.

Однако не все земли водного фонда предоставляются конкретным субъектам. Право пользования водопокрытыми землями осуществляется в комплексе с водопользованием, отдельно не оформляется и осуществляется на основании разрешительных документов на водопользование. Согласно водному законодательству водные объекты могут быть предоставлены в обособленное и совместное водопользование. Возможность предоставления обособленного водопользования ограничена узким перечнем целей, в связи с чем большинство водных объектов находится в совместном пользовании и используется одновременно для различных целей и различными субъектами. С учетом этого и использование прилегающих к водным объектам земель осуществляется этими водопользователями и иными субъектами совместно, однако земельное законодательство не регламентирует особенности предоставления данных земель в общее пользование.

Одной из основных целей использования земель, прилегающих к водным объектам, является размещение водохозяйственных сооружений и устройств. При этом должны соблюдаться предусмотренные законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности нормы о разработке проектной документации на строительство, а также нормы экологического законодательства, направленные на предотвращение вредного воздействия возводимых объектов на состояние вод.

Рассмотренные особенности использования земель водного фонда обусловливают специфику системы органов государственного управления землями данной категории, включающей помимо органов общей и специальной компетенции значительное количество органов ведомственного управления (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и др.). Значительными управленческими полномочиями в данной сфере наделены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство здравоохранения, что связано с необходимостью соблюдения экологических и санитарно-эпидемических нормативов в процессе водопользования и пользования землями водного фонда.

Существенные особенности имеет использование земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах, в которых устанавливаются запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности. Порядок использования земель водоохранных зон и прибрежных полос определяется в соответствии со ст. 77 Водного кодекса, Положением о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной и иной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 № 377. Размеры и границы (ширина) водоохранных зон и прибрежных полос, а также режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются в проектах водоохранных зон и прибрежных полос, которые утверждаются исполнительными комитетами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Земельные участки в пределах водоохранных зон и прибрежных полос не изымаются у землепользователей и используются ими для осуществления не запрещенных видов деятельности с соблюдением мер, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение вод, ухудшение экологического состояния соответствующих земель.

Земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, размещения водохозяйственных сооружений и устройств, не облагаются земельным налогом. Земельный налог взимается за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для сельскохозяйственных целей, рыборазведения и акклиматизации рыбы, — по правилам, предусмотренным для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения; осуществления другой предпринимательской деятельности (по ставкам, предусмотренным для производственной зоны).

[3]

| следующая лекция ==>
Понятие и состав земель водного фонда | Правовой режим земельных участков, предоставленных для жилищного и гаражного строительства

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 610 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и особенности правового режима земель водного фонда

Читайте также:

  1. Aдаптация организма к физическим, биологическим и социальным факторам. Виды адаптации. Особенности адаптации человека к климатическим факторам обитания.
  2. Continuous Tenses и их особенности в употреблении и образовании
  3. I. Новация трудового договора. Переводы на другую работу: понятие и виды
  4. I. Особенности геополитической ситуации в Каспийском регионе
  5. I. Понятие и социально-экономическая сущность гражданского права РФ.
  6. I. Понятие международного экологического права.
  7. IV. Понятие и виды трудового правоотношения
  8. Panasonic Россия при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) объявляет всероссийский конкурс экологических акций
  9. PОтличительные особенности.
  10. V2: Понятие и источники права международных договоров
  11. V2: Понятие, виды, источники международных организаций
  12. VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья

Земля и вода являются компонентами окружающей среды и основной жизни и деятельности человека на земле. Кроме земли основной жизнедеятельности живых организмов является вода. Земли водного фонда как одна из категорий земель, выделяемых в статье 7 Земельного кодекса РФ, предназначены для удовлетворения потребностей человека в питьевой воде, бытовых и других потребностей.

Особенность земель водного фонда связан с тем, что это земли, расположенные на границе суши и водных объектов. Именно такие земли в первую очередь подвергаются воздействию водных объектов. При этом, такое воздействие может быть как полезным, так и негативным. Пограничный характер земель водного фонда оказывает существенное влияние на их правовой режим.

Различные подходы к определению понятия «правовой режим земель» таких ученых как Н. И. Краснов 1 , О. И. Крассов 2 , Е. А. Суханов 3 , а также отсутствие легального определения такого понятия при наличии пункта 2 Статьи 7 Земельного кодекса РФ позволяют заключить, что категория земель определяет содержание (элементы) их правового режима. В зависимости от категории земель изменяется объем прав и обязанностей участников земельных правоотношений (статья 5 Земельного кодекса РФ). Следовательно, права и обязанности участников земельных правоотношений различаются для различных категорий земель. Правовой режим может зависеть также от вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным зонированием территорий в соответствии с федеральными законами и специальными федеральными законами.

Читайте так же:  Список бесплатных лекарств для детей до 3 лет

В Толковом словаре земельного права правовой режим определяется как совокупность правовых норм, закрепляющих порядок и условия использования и охраны земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

С учетом изложенного в понятие «правового режима земель водного фонда включаются следующие элементы:

a. права и обязанности участника земельных правоотношений по использованию земельного участка и водного объекта;

b. особенности управления и охраны земель водного фонда;

c. обременения и/или особые условия использования земельного участка и других объектов недвижимости, расположенных на таком участке, которые определяют содержание земельных прав и обязанностей участников земельных правоотношений.

К землям водного фонда в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ относятся земли, покрытые поверхностными водами и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Таким образом, правовое регулирование земель водного фонда осуществляется не только земельным, но и водным законодательством. В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся моря, водотоки, воемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники. Из перечисленных поверхностных водных объектов в частной собственности могут находится только пруды и обводненные карьеры (статья 8 Водного кодекса РФ). Кроме того, именно эти водные объекты тесно связаны с земельным участком и следуют его судьбе в случае отчуждения такого земельного участка (пункт 4 статьи 8 Водного кодекса РФ). Следовательно, водное законодательство относит некоторые водные объекты вместе с земельным участком к недвижимому имуществу.

Поэтому, правовой режим земель водного фонда определяется земельным, водным и гражданским законодательством.

Использование земель водного фонда как правило осуществляется с использованием и поверхностного водного объекта. Земля и вода выступают в таком случае как природные объекты и природные ресурсы, использование которых должно осуществляться с соблюдением одного из основных принципов земельного права – приоритета использования земли и воды как компонентов окружающей среды и основы жизни и деятельности человека.

§ 2. Земли водного фонда и водные объекты как объекты земельных правоотношений.

Земли водного фонда, как правомерно отмечает Жариков Ю. Г. в учебнике «Земельное право России», являются «зоной взаимного перехода сухопутной и водной среды обитания», то есть являются «пограничными». Это требуется учитывать при использовании земель водного фонда. Объектом использования является как участок суши, так и водный объект.

[1]

Земли водного фонда как категория земель является природным объектом и природным ресурсом, использование которого осуществляется с учетом принципа рационального использования в целях удовлетворения различных потребностей человека.

Земли водного фонда как категория земель используются, в том числе и для отдыха населения.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водными объектами. Следовательно, к землям водного фонда относится дно и берега поверхностных водных объектов.

Дно и берега поверхностного водного объекта являются землями водного фонда, а, следовательно, объектами земельных отношений. Но к землям водного фонда относятся не только дно и берега поверхностных водных объектов, но и территории, примыкающие к береговой линии таких водных объектов. Цель таких территорий – обеспечить условия для сохранения и восстановления водных объектов. Водное законодательство предусматривает установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, ограничения, которые установлены для участников земельных отношений в границах таких зон, определены в статьей 65 Водного кодекса РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов также относятся к землям водного фонда.

К землям водного фонда относятся также земли, занятые гидротехническими сооружениями, которые рассматриваются как совокупность объектов, объединенных единым функциональным назначением. При строительстве гидротехнических сооружений используются водные объекты и земельные участки в целях безопасного обеспечения населения и экономики энергией (гидроэлектростанции), а также в целях защиты окружающей среды, здоровья и имущества человека от негативного воздействия вод. Правовое регулирование отношений по созданию, эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется специальным законом (см. ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Земельные участки, занятые сооружениями гидроэлектростанциями могут относится к землям энергетики (подпункт 1 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ).

Объектом земельных правоотношений по использованию земель водного фонда является земельный участок. Земельный участок как объект права должен быть индивидуализирован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Индивидуализация земельного участка проводится при его формировании. В результате формирования земельный участок получает определенные характеристики: адрес, площадь, границы, иные характеристики, позволяющие получить информацию о его потребительских качествах. Пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ не предусматривает формирование земельного участка, покрытого поверхностными водами.

Кроме того в статье 65 Водного кодекса РФ определены понятия, порядок установления и использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к берегу водного объекта, для которой устанавливаются особые правила ведения хозяйственной деятель-ности (пункт 1 статьи 65 Водного кодекса РФ).

Прибрежная защитная полоса представляет собой территорию в пределах или полностью совпадающую с водоохранной зоной, для которой (прибрежной полосы) могут быть установлены дополнительные, по сравнению с водоохранной зоной ограничения для осуществления хозяйственной деятельности (пункт 2 статьи 65 Водного кодекса РФ). Прибрежная защитная полоса может быть от тридцати до двухсот метров.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса устанавливаются от береговой линии водного объекта в целях его защиты от негативного воздействия в соответствии с законом (статья 65 Водного кодекса РФ). Максимальная ширина водоохоранной зоны составляет 50 метров, максимальная 200 метров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1751 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  4. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
Особенности правового режима земель водного фонда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here