Особенности организации капитального строительства — как возвести и ввести объект в эксплуатацию

Самое важнее по теме: "Особенности организации капитального строительства — как возвести и ввести объект в эксплуатацию" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

ЗОС. ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОКС. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Взаимодействие с контролирующими органами и между участниками строительного процесса. Оформление прав на построенный объект. Сложные вопросы. Судебно-арбитражная практика.

Актуальность темы

Для кого этот Курс повышения квалификации

Руководители, специалисты, главные инженеры и главные архитекторы проектных и строительных организаций; руководители и специалисты планово-экономических, и технических служб, а также отделов капитального строительства; специалисты по управлению недвижимостью, руководители юридических отделов и юрисконсульты.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Современная законодательно-нормативная база строительного процесса, масштабные изменения в законодательстве РФ в сфере строительства, влияющие на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 13 августа 2019 года

  • Важные уточнения терминологии основных понятий Градостроительного кодекса; изменения в ст. 51 «Разрешение на строительство» и ст. 55 «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» ГрК РФ; регулирование подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и др.
  • Комментарии к новым положениям законодательства о земле, градостроительстве, недвижимости, новое в оформлении землепользования и строительства.
  • 2. Правоустанавливающие документы на земельный участок. Документация по планировке территории. Соответствие вводимого в эксплуатацию объекта капитального строительства/линейного объекта градостроительному плану земельного участка/проекту планировки и проекту межевания территорий, требования органов Госстройнадзора и исполнительных органов власти при приемке объекта. Ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию как заключительная форма обязательного подтверждения соответствия требованиям документов планирования и зонирования. Регулирование подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий. Требования к проектам планировки и межевания территорий и ГПЗУ. Состав и содержание документации по планировке территории. Взаимосвязь состава и содержания ППТ, ПМТ, ГПЗУ с подготовкой проектной документации, процедурами получения разрешения на строительство и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

    3. Технический план и декларация об объекте недвижимости. Требования к подготовке этих документов и составу содержащихся в них сведений. Требования органов Госстройнадзора и/или исполнительного органа власти к техническим планам зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства при приемке объекта в эксплуатацию.

    4. Состав и содержание исполнительной, технической и технологической (ИТТД) документации в условиях нового градостроительного законодательства.

    • Новое в порядке оформления исполнительной документации представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство.
    • Требования государственного строительного надзора к ИТТД при сдаче построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в эксплуатацию.

    5. Нормативные документы, регламентирующие порядок ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию, изменения в ст. 55 ГрК РФ. Новая возможность представления в электронной форме документов, необходимых для получения разрешения на ввод, важное изменение определения понятия «разрешение на ввод объекта в эксплуатацию», другие дополнения. Административный регламент «Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию». Процедура выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства спроектированному (ЗОС).

    6. Основные мероприятия по объектам, законченным строительством, реконструкцией, техническим перевооружением в эксплуатацию.

    • Действия исполнительного органа власти при вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию.
    • Состав и содержание документов, необходимых для подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
    • Оформление паспорта на сдаваемый объект капитального строительства.
    • Особенности передачи ИТТД застройщиком (заказчиком) эксплуатирующей организации.
    • Новые требования по срокам передачи исполнительной документации застройщику после выдачи заключения о соответствии.
    • Рекомендации к оформлению приемо-сдаточной документации.
    • Регламент проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора.
    • Допустимые недостатки для получения заключения о соответствии.

    7. Проверка соответствия вновь созданного объекта утвержденной проектной документации и техническим регламентам. Реформирование системы стандартов в области строительства: переход к перечню национальных стандартов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ № 1521).

    8. Соотношение технического перевооружения и реконструкции. Разграничения понятий строительной деятельности. Понятия и определения реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта, реновации, технического перевооружения зданий и сооружений. Применение понятия перепланировки к нежилым помещениям и соотношение с понятием реконструкции. Особенности заключения договоров на выполнение проектных и подрядных работ на проведение реконструкции, капитального ремонта, реновации, технического перевооружения, модернизации зданий и сооружений.

    9. Ввод в эксплуатацию линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения. Заключение договора на технологическое присоединение к электросетям, особенности осмотра и ввода в эксплуатацию оборудования электроустановок. Арбитражная практика решения вопросов с передачей неоформленных инженерных сетей.

    10. Особенности ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов. Обязательные требования, которые проверяются при вводе такого объекта в эксплуатацию согласно Градостроительному кодексу и N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    11. Государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости с 25.12.2018 г. по № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и ….». Объединение и новые правила кадастрового учёта и регистрации недвижимости, изменения в оформлении землепользования с 2018 г. Соотношение с прежним кадастрово-регистрационным законодательством и учётом-регистрацией недвижимости. Переходный период до 2020 года. Постановка вновь созданного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет по новым правилам. Требования к техническому плану объекта недвижимого имущества. Возможность регистрации прав на вновь построенный объект без разрешения на ввод в эксплуатацию.Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

    12. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

    13. Отнесение и соотношение объекта капитального строительства, объекта недвижимости, некапитального сооружения, вспомогательного сооружения при вводе в эксплуатацию. Снос и демонтаж имеющегося объекта. Судебно-арбитражная практика.

    14. Самовольные постройки: последствия создания, легализация, судебная практика. Критерии отнесения объекта недвижимости к самовольному строительству. Допустимые случаи строительства без разрешения на строительство. Сохранение самовольных построек на примерах решений высших судов.

    15. Правовой статус объектов незавершенного строительства. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

    Читайте так же:  Доверенность на представление интересов в кооперативе

    16. Отказы в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию органами государственного строительного надзора. Основания для отказов. Основные ошибки, влияющие на сроки ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Судебная практика по вопросам ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и инженерных сетей.

    17. Проблемы получения разрешения на ввод в эксплуатацию в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации.

    18. Организация эффективных договорных взаимоотношений со всеми сторонами строительного процесса на этапе сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Порядок взаимодействия между участниками строительства, обязанности и ответственность сторон. Определение границ ответственности участников в различных видах строительства. Функции Застройщика/Технического Заказчика и Генподрядчика, их ответственность при вводе объекта в эксплуатацию. Особенности взаимоотношений заказчика и генерального подрядчика с представителями субподрядчика, монтажных, наладочных организаций, с поставщиками строительных материалов, изделий и конструкций, банками и кредитными организациями. Договорные отношения Инвестор — Заказчик — Подрядчик на этапе ввода объекта в эксплуатацию. Распределение прав на вновь созданный объект недвижимости. Документация по закрытию инвестиционного проекта. Порядок включения объекта в состав основных средств. Рекомендации по предупреждению споров хозяйствующих субъектов. Судебная практика. Обеспечение качества строительства; отражение этого в договорах и нормах, стандарты ИСО, приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов.

    19. Ответственность участников инвестиционно-строительного процесса и руководителей за качество и безопасность. Изменение круга ответственных лиц и усиление мер ответственности. Порядок возмещения вреда в строительстве, ст. 60 ГрК РФ. Актуализация статей 9.4 и 9.5 КоАП РФ. Расторжение договоров в связи с нарушениями стандартов, технических условий, строительных норм и правил и др. Административная ответственность за эксплуатацию объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию. Судебно-арбитражная практика.

    20. Подведение итогов семинара. Обсуждение наиболее актуальных тем и ответы на вопросы.

    Капитальное строительство собственными силами: отражение в бухгалтерском учете

    Организация собственными силами за счет собственных средств осуществляет капитальное строительство. Каким образом в бухгалтерском учете отражается осуществление строительства?

    Прежде всего отметим, что, как таковое, определение строительных работ, выполненных хозяйственным способом, в настоящее время в бухгалтерском и налоговом законодательстве отсутствует.

    Работники налоговых органов неоднократно указывали, что для определения данного понятия в силу п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться соответствующими разъяснениями Росстата (смотрите, например, письма МНС России от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16, УФНС по г. Москве от 31.01.2007 N 19-11/8073, от 25.02.2005 N 19-11/11713). Аналогичную позицию высказывают и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 09.11.2007 N А14-16375-2006/581/28, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2007 N А56-18441/2006, ФАС Поволжского округа от 17.04.2008 N А06-5184/07).

    Тогда, в соответствии с п. 22 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 20.12.2012 N 643*(1), к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров подряда, а например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и т.п.).

    Если при осуществлении строительства хозяйственным способом отдельные работы выполняют подрядные организации, то эти работы к строительно-монтажным работам, выполненным хозспособом, не относятся. Иными словами, строительно-монтажные работы, выполненные хозспособом, — это работы, которые выполнены силами собственных работников (постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2008 N Ф09-3515/08-С2).

    При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных со строительством хозяйственным способом объектов основных средств, необходимо руководствоваться, в частности, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение), в части, не противоречащей более поздним нормативным документам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета.
    Так, согласно п. 3.1.2 Положения при хозяйственном способе производства строительных работ учет затрат ведется на соответствующем субсчете, открытом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

    Учет затрат ведется нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объекта в эксплуатацию (п. 2.2 Положения).

    На основании п. 5.1.1 Положения, п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» все затраты на строительство формируют первоначальную стоимость строящегося объекта основных средств.

    Законченные строительством здания и сооружения зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является «Акт приемки-передачи основных средств» (п. 3.2.2 Положения).

    Учитывая изложенное, в учете организации, осуществляющей строительство объекта основных средств, по мере строительства могут быть сделаны следующие записи:

    Дебет 10 Кредит 60
    — отражена покупная стоимость строительных материалов;

    Дебет 19 Кредит 60
    — выделен предъявленный поставщиками НДС;

    Дебет 68 Кредит 19
    — НДС принят к вычету;

    Дебет 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 10
    — отражена стоимость материалов, использованных при строительстве;

    Дебет 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 02
    — отражена сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, участвующим в строительстве;

    Дебет 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 23
    — отражены затраты вспомогательных производств;

    Дебет 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 70, 69
    — учтена сумма заработной платы и страховых взносов, начисленных работникам, занятым в строительстве;

    Дебет 19 Кредит 68
    — на конец соответствующего отчетного периода по НДС на основании счета-фактуры отражено начисление НДС на стоимость выполненных для собственных нужд строительных работ;

    Дебет 68 Кредит 19
    — в том же отчетном периоде сумма НДС, начисленного со стоимости строительных работ, предъявлена к вычету.

    По окончании строительства и вводе основного средства в эксплуатацию в учете делается запись:

    Дебет 01 Кредит 08, субсчет «Строительство объектов основных средств».

    В части первичных документов сообщаем.

    На сегодняшний день все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

    Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

    Поэтому Ваша организация при разработке форм собственных первичных учетных документов вправе взять за основу унифицированные формы документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
    В таком случае объемы выполненных при строительстве работ фиксируются в журнале учета выполненных работ по форме N КС-6а. На основании формы N КС-6а ежемесячно на выполняемые хозяйственным способом объемы строительных работ составляется акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).

    Читайте так же:  Что такое судебные расходы в гражданском процессе

    В свою очередь, на основании акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).

    Вместе с тем формы КС-2, КС-3 не предназначены для списания использованных при строительстве материалов, учета расходов на оплату труда рабочих, расходов на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов и пр. Эти расходы, на наш взгляд, следует оформлять соответствующими требованиями-накладными, актами на списание строительных материалов, табелями учета использования рабочего времени рабочих и расчета заработной платы, рапортами о работе строительных машин, путевыми листами на работу автомобилей и т.д.

    Завершение строительства подтверждается подписанием акта о приемке законченного строительством объекта (форма КС-11) и акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор Пивоварова Марина

    Ответ прошел контроль качества

    [3]

    1 февраля 2017 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
    *(1) В настоящее время данный документ утратил силу, однако, по нашему мнению, данное обстоятельство не препятствует Вашей организации руководствоваться содержащимися в нем определениями.

    Особенности организации капитального строительства — как возвести и ввести объект в эксплуатацию

    Все люди, даже не связанные со строительной сферой, понимают, что постройки могут быть временными и облегченными, а также капитальными. Что отличает все варианты друг от друга, станет понятно, если изучить конструктивные и монтажные особенности каждого из них, признаки и основные характеристики. К временным и облегченным элементам относятся навесы, киоски, МАФ, т. е. объекты, не имеющие прочной связи с землей, их легко демонтировать и переместить. Объект капитального строительства характеризуется более сложной структурой.

    Чтобы дать четкое определение тому, что такое ОКС и, что относится к объектам капитального строительства, надо тщательно изучить законодательство в сфере гражданских и жилищных правоотношений, а также Градостроительный кодекс РФ. Положения и статьи именно этих регулирующих актов устанавливают правила взаимодействия в представленной отрасли. Углубившись в них, можно прийти к выводу, что объект капитального строительства — это объект, для обустройства которого нужен обширный комплекс работ. ОКС отличается последовательным исполнением работ. Изначально строительный подряд должен заняться заглубленным фундаментом и провести землеустроительные работы. Также потребуется проведение инженерных коммуникаций, установка ограждений, монтаж опор и возведение стен.

    Такой объект капитального строительства не удастся перенести или разрушить без потерь. К тому же, для проведения всех видов работ потребуется разрешительная документация, составление планов и проведение экспертиз. Отсутствие небольшой справки или квитанции может стать причиной того, что недвижимость признают самовольной постройкой. В таком случае придется попытаться узаконить ее через суд, но судебная практика устанавливает, что положительных решений по подобным искам чрезвычайно мало, и построенные конструкции подлежат сносу. Избежать данных правовых последствий можно, если действовать продуманно, ориентируясь на ГК, ЖК и ГрК России.

    Виды и особенности капитальных строительных работ

    ОКС могут включать в себя различные конструкции, сооружения, линейные объекты капитального строительства, здания, элементы незавершенного строительства, а также работы по обустройству современных или обновлению старых производственных комплексов. Каждый вариант отличается рядом технических особенностей и эксплуатационных характеристик, поэтому для удобства была введена эффективная система классификации. Виды объектов капитального строительства — это здания и сооружения.

    Первый вариант предусматривает разделение на жилые дома и нежилые помещения. Жилой дом состоит из комнат, которые используются людьми для проживания и для бытовых нужд. Если рассматривать частный жилой дом, то важно отметить, что по закону он не может иметь высоту более трех этажей, а к нему, обычно, прилагается близлежащий земельный участок. Нежилые здания могут являться ОКС, необходимыми для хранения ценных вещей, материалов, организации культурного отдыха людей и т. д. такие помещения могут носить:

    • коммерческий;
    • административный;
    • учебный;
    • промышленный;
    • медицинский характер.

    Сооружение также является ОКС, но представляет собой комплекс, состоящий из разнородных элементов строительства, объединенных едиными целями и функциями. Они выполняют ряд важных задач по перемещению людей, организации производственных процессов и обеспечения временного пребывания. Уникальные объекты в виде сооружений имеют сложную систему элементов, расположенных под и над землей, установленные несущие и ограждающие конструкции.

    Не стоит забывать о некапитальных объектах недвижимости. К таким относятся временные постройки, которые в отличие от строений с углубленным фундаментом, предназначены для эксплуатации в течение не более пяти лет. Государственные органы власти осуществляют управление и контроль за возведением ОКС, предоставляют бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. Это необходимо для освоения территорий и эффективного использования природоресурсов человеком.

    Проектирование и техническая документация для ОКС

    Здания, сооружения и другие капитальные постройки могут представлять потенциальную угрозу для людей и окружающей природы, именно поэтому возвести такую серьезную конструкцию можно только после получения разрешительной документации. Выдают ее, когда заказчик работ предоставит проект организации строительства объекта капитального строительства. Проектирование для ОКС является важнейшим этапом, ведь именно на этой стадии процесса планируется размещение основных элементов, предусматриваются страхующие конструкции, отвечающие за безопасность зданий.

    Объект капитального строительства определение которого содержится в ГрК РФ, возьмется проектировать не каждая компания. Специалисты должны обладать богатым опытом работы в отрасли, специальной лицензией и положительной репутацией в своей профессиональной среде. Эксперты обязаны выбирать оптимальный подход и метод проектирования, проводить изыскательные мероприятия, оформлять сопроводительную документацию, составить технический план объекта капитального строительства и т. д. Без техплана ОКС не удастся поставить на кадастровый учет.

    Регистрация подобных объектов в кадастровой палате является обязательным условием в России с 2013 года. Отсутствие необходимых бумаг позволит считать недвижимость самостроем и применять к заказчику правовые меры ответственности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Техплан или проект, являющийся обязательным документом, который надо оформить перед началом строительства, может составляться в один или два этапа. В первом случае эксперты составят рабочий проект и приложат к нему расчетную смету. Проектирование в две стадии подразумевает отдельное оформление сметы расходов по строительству, и подготовку рабочей документации на основе разработанного плана. Этот документ всегда состоит из текстовой и графической части. Схемы, описания, чертежи нужны для максимального представления об объекте, которое потребуется при регистрации элемента в государственных инстанциях.

    Ввод недвижимости в эксплуатацию и составление акта приемки ОКС

    Между заказчиком и исполнителем строительных работ перед их началом должен быть составлен и зарегистрирован официальный договор, в котором будут четко прописаны обязательства сторон, сроки и этапы выполнения капитального строительства, порядок оплаты и приемки ОКС. После завершения строительных и монтажных работ подрядчик сообщает об этом заказчику, после чего они определяют дату приемки, а также перечень участников. По итогам оценочных мероприятий необходимо оформление акта приемки объекта капитального строительства.

    Читайте так же:  Приказ об увольнении по сокращению образец документа, заявление, порядок оформления

    О дате проведении осмотра заказчик обязан сообщить в государственный орган, уполномоченный выдавать разрешения на ввод зданий и сооружений в эксплуатацию. К процедуре может привлекаться специалист из проектной организации, которая разрабатывала состав проекта. По желанию заказчика приемка может осуществляться путем создания комиссии или без нее. На акте сдачи обе стороны договора должны поставить свои подписи. Инвестор вправе подписаться только после того, как будут проведены все проверочные мероприятия и выполнен приемочный алгоритм.

    Акт приемки объекта капитального строительства составляется по установленной государственной форме КС-11. К нему необходимо приложить:

    • результаты геодезической съемки;
    • бумаги, подтверждающие качество используемых материалов и их соответствие ГОСТам;
    • заключения о проведении испытательных и пусконаладочных работ.

    Без акта готовое сооружение или жилой дом будет считаться не принятым. Документ является важнейшей составляющей для ведения бухгалтерского и налогового учета в процессе строительных работ. Подписанный акт следует зарегистрировать в органах муниципальной исполнительной власти.

    Акт о приемке составляется только один раз — после окончания всех видов строительных, монтажных, отделочных и благоустроительных работ. Когда строительство разделено на этапы, по их завершению тоже составляются акты, но с использованием другой формы документа. Если все организационные моменты решены, и заказчик получит от государственных контролирующих инстанций разрешение на ввод в эксплуатацию, нужно зарегистрировать объект в Росреестре и получить свидетельство о праве собственности, после чего можно смело пользоваться имуществом.

    Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию

    Для получения разрешения на эксплуатацию возведённой постройки необходимо организовать проведение работ, связанных с исследованием объекта. Результат мероприятия идентифицирует соответствие постройки законодательным требованиям.

    Чтобы понять, что такое ввод в эксплуатацию, следует ознакомиться с основами правовых норм, выполнение которых по всем правилам гарантирует, что строительный объект не несёт опасности, связанной с недоработками или ошибками работников. Результат обследования построенного объекта должен быть отражён в разрешительном документе. Он свидетельствует о компетентном выполнении работ в запланированном объёме.

    Правовые нормы

    Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию регулируется законодательными нормами, требующими неукоснительного выполнения всех предусмотренных мероприятий.

    Другие нормативные акты составлены с учётом требований этого документа. Они его дополняют отдельными положениями, но не отклоняются от норм этого закона. В нормативно-правовых актах отражены все вопросы, касающиеся получения разрешительной документации, без которой невозможно официально сдать здание или сооружение в эксплуатацию. В них можно ознакомиться с перечнем документов, инструкцией по их заполнению и с утверждёнными формами разрешений.

    Достаточно информации можно почерпнуть из действующих СНиП, в которых регламентируется ввод в эксплуатацию объектов различной категории, к каждому из которых предъявляются отдельные требования.При проведении операции следует учитывать региональные нормативные акты.

    Порядок ввода объекта в эксплуатацию

    Для получения разрешения, без которого запрещено эксплуатировать постройку, необходимо действовать в соответствии с определённым алгоритмом. Необходимо пошагово выполнить следующие действия:

    1. Оформить заявление.
    2. Подготовить пакет документации, являющийся приложением к заявлению.
    3. Написать сопроводительное письмо с приложением схемы объекта, в которой должен быть отображён план коммуникаций инженерно-технических сетей, обустроенных на рассматриваемом земельном участке.
    4. Подать заявление в специализированную организацию.

    Решение о внесении постройки в реестровую базу данных, касающуюся кадастрового учёта, или в отказе в проведении мероприятия, принимается представителями уполномоченных органов после рассмотрения заявления с комплектом документации.

    Документы для ввода в эксплуатацию объекта

    Для получения разрешения к заявлению следует подготовить комплект бумаг, обосновывающих соответствие постройки определённым нормам, соблюдение которых гарантирует безопасную эксплуатацию. К этим бумагам относится:

    Когда могут отказать в выдаче разрешения

    Если при подаче документации на рассмотрение отсутствует хотя бы один документ, или бумаги оформлены без учёта требований к форме бланка или к нотариальному заверению, то заявление не будет рассматриваться и заявителю будет отказано в выдаче разрешения.

    Предвестники проблем могут возникнуть ещё на стадии определения соответствия постройки нормативам. Для этого необходимо организовать контроль со стороны государственных органов на всех этапах строительства, начиная с получения разрешения на начало работ.

    Если застройщик своевременно не извещал о планируемых и проведённых работах представителей уполномоченных органов, в результате чего их производство не контролировалось, а этапы работ не фиксировались актами, то получить положительное заключение будет сложно. В такой ситуации придётся воспользоваться услугами лицензированных независимых экспертов.

    Как проводится итоговая проверка

    Экспертное заключение о соответствии выдаётся после проведения итоговой проверки оборудования. Для получения документа, необходимо его испытать в процессе пробных пусков. При этом проверяются элементы постройки конструктивного назначения, а также узлы оборудования, размещённого на объекте.

    В комплексном испытании оборудования необходимо учесть состояние вентиляции, трубопроводов и систем пожарной безопасности. Процедура проводится на протяжении 72 часов, в режиме активной эксплуатации внутренних и внешних инженерно-технических систем. Испытание считается успешным, если все оборудование работает без сбоев.

    В случае выявления дефектов, представители контролирующих органов выдают предписания об их устранении. После того как были учтены все замечания и проведены рекомендуемые мероприятия, испытания необходимо повторить.

    Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.

    Инвентаризационные мероприятия

    Для получения разрешительной документации необходимо оформить технический отчёт и провести инвентаризацию постройки. Эти мероприятия проводятся государственными службами после предоставления документации:

    • бумаги, идентифицирующие постройку как собственность;
    • разрешение на ввод в эксплуатацию;
    • выписка из реестра;
    • план участка и его кадастровый номер;
    • проектные и градостроительные бумаги со схемой генерального плана.

    Приёмка в эксплуатацию

    Порядок приёмки в эксплуатацию регламентируется строительными нормами и правилами, в которых предусмотрены предварительная и окончательная приёмки. Предварительная техническая приёмка объекта капитального строительства проводится подрядчиком рабочей комиссии заказчика. Окончательная приёмка Государственной комиссией актуальна только в том случае, когда строительство было проведено за счёт средств Федерального бюджета.

    В состав комиссии заказчика входят генеральный подрядчик, субподрядчики, проектная компания, эксплуатирующая организация, а также контролирующие органы, такие как пожарный, санитарный и экологический надзор. Каждый член комиссии, в соответствии со своей компетенцией оценивает качество работ и соответствие их проектной документации. Проверка завершается подписанием акта, который свидетельствует о выполнении исполнителем всех обязательств перед заказчиком и является основанием для создания Государственной приёмочной комиссии. Если строительные работы были финансированы заказчиком, то подтверждением их компетентного и качественного выполнения в полном объёме является оформленный по всем правилам Акт комиссии.

    Читайте так же:  Акт проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов

    Действия после ввода объекта в эксплуатацию?

    Ввод в эксплуатацию – это завершающая процедура в строительстве. После получения соответствующих бумаг об успешном проведении мероприятия, необходимо подписать договор с организацией, которая будет обслуживать объект. Завершающим этапом бюрократических процедур является регистрация права собственности на постройку, которая после проведения ряда операций, получила статус недвижимого имущества.Если постройка промышленного значения, то следует принять объект к бухгалтерскому учёту для возмещения НДС.

    Капитальное строительство

    Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным образом меняется. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие обязано сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

    В настоящий момент предприятия являются свидетелями и участниками беспрецедентных перемен, происходящих в нашем обществе, в результате которых обозначились основные структурные изменения, требующие эффективного управления на всех уровнях. В ним относятся:

    изменение структуры собственности, связанное с разрушением монополии государственной собственности в сфере производства, созданием базы для формирования заинтересованных собственников и эффективного менеджмента;

    изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса и возникновения массы мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;

    [1]

    изменение (либерализация) собственности в сочетании со сложным инвестиционным климатом и ограниченными ресурсами.

    Можно отметить два важных принципа, лежащих в основе действующих механизмов. Первый — максимально возможное устранение государственного регулирования экономики и предельная децентрализация систем управления. Второй — активное влияние государства на экономические процессы, включая формирование рыночных отношений.

    Наша страна обладает большим опытом в области структурных хозяйственных изменений. Практика многочисленных структурных перестроек в хозяйстве страны показала, что при всем разнообразии целей и методов нововведений все преобразования имели общую черту. Организационные изменения производились формально, не достигали своей цели, затягивались во времени, отрицательно влияли на экономические показатели преобразуемых предприятий и организаций. Данная проблема в первую очередь характерна для капитального строительства, которое определяет воспроизводство основных фондов и первым должно совершенствовать организационную структуру управления.

    Капитальное строительство — совокупность всех видов деятельности, обеспечивающая осуществление инвестиционного процесса, от предпроектной стадии до ввода объекта в эксплуатацию. В состав этой отрасли входят организации, выполняющие строительные и монтажные работы по возведению новых зданий, сооружений и других объектов народного хозяйства, расширению, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство, а также такие органы управления, как министерства, ведомства и т.д.

    Конкретная цель капитального строительства на современном этапе определена его внешней средой (народным хозяйством в целом) — ввод объекта в эксплуатацию в нормативные сроки с надлежащим качеством. Поэтому с очевидной остротой возникает вопрос о надлежащем управлении капитальным строительством — сознательном его регулировании в целях повышения эффективности, ускорения НТП и роста производительности труда, улучшения качества продукции и обеспечения тем самым динамичного, планомерного и пропорционального развития отрасли.

    Сложность изучения экономических аспектов капитального строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных, природных условий. В процессе строительного производства (возведения любого объекта) участвуют инвестор — заказчик — проектировщик — подрядчик — специализированные строительные организации. Кроме этих непосредственных участников строительного процесса в создании строительной продукции участвуют десятки заводов-изготовителей технологического оборудования, строительных машин и материалов. В связи с таким большим числом участников можно утверждать, что процесс строительного производства формируется под влиянием большого количества организационных факторов. Преобразование системы управления, совершенствование ее означает, в первую очередь, изменение организационных отношений и соответственно организационных форм управления.

    Организационно-правовые формы следует понимать как совокупность организационных отношений, которые в свою очередь представляют собой права, обязанности и ответственность, присвоенные участникам строительного производства в процессе их совместной деятельности. Организационно-правовая форма предприятия дает перечень субъектов, которые могут в ее рамках осуществлять хозяйственную деятельность. Это — физические лица (объединения физических лиц), не ограниченные законом в своей дееспособности, юридические лица (органы государственного управления также названы в числе учредителей предприятия).

    В нашей стране обозначились тенденции введения в хозяйственный оборот многообразных форм собственности и их равноправного состязания в рамках общих экономических процессов. Это и потребовало регламентации организационно-правовых форм соединения средств, усилий и других (прежде всего имущественных) затрат других собственников.

    Процесс трансформации еще вчера традиционных строительных предприятий в структуры рыночной ориентации хотя и несколько запаздывает по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, но, несмотря на все трудности и противоречия, принимает все более устойчивый характер.

    Хозяйственники в сфере строительства только встают на путь первоначального накопления капитала и в ближайшее время вряд ли занять в нем значительный удельный вес. Сама специфика капитального строительства обусловливает, что понятие «предпринимательство «здесь будет иметь несколько иное по сравнению с другими отраслями народного хозяйства наполнение. Предпринимательство предполагает создание продукции в процессе расширенного воспроизводства. Для того чтобы предпринимательские структуры равномерно охватывали все звенья технологической цепочки строительного комплекса, при определении их правового положения надо не только оговаривать условия объединения финансовых, трудовых и материальных ресурсов участников строительства, но и нацеливать их на общность их экономических интересов. Это означает, что возрождается не хозяйство единоличников, а особая форма хозяйствования, которая должна иметь четко выраженную ориентацию в их правовом положении, нацеленную на деятельность в жестких условиях конкуренции и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.

    1. ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    1. 1. НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

    Строительство — ведущая отрасль народного хозяйства России, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. Этим и определяется значимость выбора объективных характеристик его состояния.

    Строительный комплекс сегодня — достаточно раздробленное, не управляемое из единого или нескольких центров множество самостоятельно хозяйствующих субъектов, обладающих своими специфическими особенностями и не связанные с системными целями. В рамках недостаточно развитого строительного рынка, при отсутствии нормальной конкуренции, когда подавляющая часть строительных подрядов получается, минуя тендеры (торги), не происходит никакого естественного при совершенной конкуренции выравнивания условий функционирования и общественных требований к подрядчикам. Это определяет существенные как региональные, так и внутрирегиональные различия в уровнях цен, обязательствах сторон и других факторов.

    Читайте так же:  Изменения в законодательстве о долевой собственности на недвижимое имущество

    Функционирование и все преобразования строительного комплекса объективно происходят в реальных временных интервалах. Можно выделить следующие пять качественно разных состояний:

    1 состояние — доперестроечное (до 1988-1990г. г.);

    2 состояние — переходное, гибридно-неустойчивое (1990-1994г. г.);

    3 состояние — нецивилизованно-рыночное (1994-1998 г. г.);

    4 состояние — цивилизованно-рыночное (возможно в будущем);

    5 состояние — посткатастрофическое (возможно при неблагоприятном развитии событий).

    Невероятно трудные преобразования в строительном комплексе были осложнены общим кризисным состоянием отечественной экономики, спадом инвестиционной деятельности, высокими темпами инфляции, кризисом неплатежей и т.д. Сокращение более чем в 3 раза спроса на продукцию, инфляция, съедающая оборотные средства, порочная амортизационная политика и многое другое предопределили состояние производственного аппарата отрасли, уровень занятости и направленность действий хозяйствующих субъектов в этой сфере.

    Нынешнее состояние — третья позиция — характеризуется, с одной стороны, началом преобладания негосударственных форм собственности в строительном комплексе, а с другой — отсутствием действительной конкуренции на строительном рынке, а главное — наличием возможности для подрядчиков получать незаработанную прибыль путем обсчета и обмана заказчиков. Функционирование системы неэффективно и не отвечает общественным требованиям.

    Основной момент в современных подходах оценки сделан на качественные параметры, описывающие такие характеристики, как надежность выполнения договорных обязательств, характер и степень конкурентности цен, складывающиеся на рынке стандарты продолжительности сооружения разнородных объектов, цивилизованные уровни рентабельности, характеристики истинного состояния производственного аппарата и другие подобные рыночные параметры.

    По объему производимой продукции и количеству занятых людских ресурсов на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны. В строительной отрасли действуют около 70 тысяч строительно-монтажных организаций. Перестроечные процессы в экономике страны и разгосударствление крупных государственных и монтажных трестов привели к резкому увеличению числа малых строительных и монтажных организаций различных форм собственности. Одновременно с образованием малых строительных организаций произошло сокращение численности работающих в этих организациях с 4, 0 млн. человек в 1994 г. до 3, 6 млн. человек в 1998 г. В целом по стране с учетом строительных и монтажных организаций государственного сектора число занятых составляет примерно 10% от общей численности трудоспособного населения. Следует отметить резко усиливающийся в последние 2-3 года отток рабочих, главным образом квалифицированных, из строительных государственных организаций в более мелкие структуры, кооперативные формирования и в сферу индивидуальной трудовой деятельности.

    Проведенное Госкомстатом России 10 февраля 1999г. обследование деловой активности строительных организаций показало, что, по мнению опрошенных руководителей 2, 5 тысяч строительных организаций, индекс предпринимательской уверенности в строительстве в I квартале 1999г. по сравнению с IV кварталом 1998 г. увеличился, хотя его уровень остался весьма низким.

    Незначительный рост индекса произошел в основном за счет стабилизации спроса и более оптимистичных прогнозов относительно численности занятых, но вместе с тем конъюнктура заказов находится на уровне гораздо ниже нормального. Средний уровень использования производственных мощностей составил 45%. Фактический объем незавершенного строительства в 3 раза превышал необходимый уровень, вызывающийся необходимостью создания нормальных заделов в строительстве зданий и сооружений. Имеет место резкое старение парка строительной техники, когда своевременное ее списание является скорее исключением, а не правилом. Значительная часть активных основных фондов (более 40%) эксплуатировалась за пределами нормативных сроков службы. Проведенные по этому поводу исследования свидетельствуют, что лишь 11% используемых строительных машин и механизмов соответствуют мировому уровню, 50% — требуют модернизации и 39% подлежат немедленной замене.

    Основными дестабилизирующими факторами деятельности строительных организаций по прежнему остаются неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов, и как следствие, недостаток заказов. Средний уровень обеспеченности финансированием составляет 2 месяца, заказами — 4 месяца.

    [2]

    Во II квартале 1999г. ожидается увеличение производства и спроса на строительную продукцию, что во многом обусловлено фактором сезонности. Продолжается дальнейший рост цен на строительно-монтажные работы.

    В январе-марте 1999г. по договорам строительного подряда выполненный объем работ составил 47, 7 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5, 9 % меньше, чем в I квартале 1998г.

    На конец марта 1999г. организациями строительной отрасли заключено договоров строительного подряда и прочих заказов на сумму 60, 6 млрд. руб., что при существующем уровне загрузки строительных мощностей обеспечит формирование производственной программы на 5 месяцев, в т. ч. проектно-изыскательским организациям — на 2, 5 млрд. руб. и 4 месяца соответственно.

    Стабилизирующейся является ситуация в жилищном строительстве. За январь-февраль 1999г. построено 60, 2 тысяч новых квартир общей площадью 4, 3 млн. кв. м., что на 2, 7% выше соответствующего периода 1998г.

    В структуре жилищного строительства продолжается процесс увеличения доли ввода жилья предприятиями и организациями частной собственности при одновременном снижении доли государственного строительства. Ввод в действие жилых домов по формам собственности представлен в таблице 3.

    В структуре инвестиций в основной капитал доля затрат на жилищное строительство сокращается, в 1998 г. она составила 11% против 16, 7 % в 1997 г. и 22, 8% В 1995 г. В 1998 г. усилился процесс децентрализации финансирования жилищного строительства. Государственная поддержка из федерального бюджета осуществлялась при строительстве 4, 1% (в 1997 г. — 6, 4 %). За счет этих средств построено 1, 3 млн. кв. м общей площади жилых домов, что на 38, 3 % меньше, чем в 1997 г. Государственные предприятия и организации вложили в строительство 1 кв. м общей площади жилых домов, введенных в 1998 г., в среднем 2954 руб., муниципальные — 2713 руб.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В РФ продолжается формирование рынка жилья, базой для которой явилась приватизация. К началу 1990 г. передано из государственной собственности 15, 8 млн. квартир или 44% жилья, подлежащего приватизации.

    Источники


    1. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

    2. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

    3. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
    4. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
    5. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
    Особенности организации капитального строительства — как возвести и ввести объект в эксплуатацию
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here