Непосредственная форма управления многоквартирным домом

Самое важнее по теме: "Непосредственная форма управления многоквартирным домом" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Непосредственный способ управления многоквартирным домом

Продолжение рассказа о способах управления многоквартирным домом. Способ №2 – непосредственное управление.

Когда собственники на общем собрании принимают решение перехода на непосредственную форму управления, то они заключают договор на обслуживание и содержание общего имущества с юридическим лицом (обслуживающей организацией).

Данная организация выполняет работы согласно перечню, являющимся приложением (неотъемлемой частью) к договору на обслуживание и содержание общего имущества собственников.

То есть объем и перечень работ и услуг, которые собственники доверят предоставлять обслуживающей организации, определяется установленными ими рамками, однако, с учетом минимального перечня услуг, определенного постановлением Правительства №290, который организация должна соблюдать.

Минимальный перечень работ и услуг, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенный постановлением Правительства №290, на самом деле, достаточно обширный.

Непосредственное управление домом.

Как выбрать способ управления МКД, читайте тут.

Он условно разделен на три части и состоит из 28 пунктов, но при этом охватывает все состояние многоквартирного дома, от фундамента и подвала, до инженерный сетей и другого общего имущества:

  • Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и не несущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов;
  • Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
  • Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Соответственно, с ресурсоснабжающими организациями уже каждый собственник заключает договоры на прямые поставки ресурсов.

То есть исполнителем услуг является уже непосредственно ресурсоснабжающая организация. Жители же являются потребителями данных услуг.

Вопросы по качеству предоставления услуг и их объему, уже задаются организации, поставляющей ресурсы. Однако если в рамках договора на обслуживание это было прописано, выполнять обязанности и функции содержания, ремонта и следить за состоянием инженерных внутридомовых сетей может обслуживающая организация. Это предмет договоренности с обслуживающей организацией.

Также как и при способе управления, управляющей организацией при непосредственном управлении также нужно помнить о том, сколько всего домом было потреблено ресурсов согласно показаниям общедомовых приборов учета: по электроэнергии, воде, теплу (гигокалориям). Такое распределение должно быть внутри дома.

Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, определено статьей 164 Жилищного кодекса РФ и означает, что собственники без привлечения управляющих компаний и без создания товарищества собственников жилья, сами заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Непосредственное управление МКД собственниками помещений в таком доме:

  • При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир, в котором составляет не более чем двенадцать, собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все, или большинство собственников помещений в таком доме, выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров;
  • Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Непосредственное управление домом – что это такое?

Каждая форма управления домом имеет свои отличительные особенности. В одних случаях выбранный вариант полностью удовлетворяет жильцов, другой вызывает негативные эмоции и отзывы. Поэтому при выборе следует учитывать интересы большинства собственников жилья, а также понимать положительные и отрицательные стороны сделанного выбора.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Что такое непосредственное управление многоквартирным домом?

Непосредственное управление домом – это осуществление управленческих действий всеми собственниками жилья в отношении общедомового имущества, без создания ТСЖ и привлечения УК.

Непосредственный способ управления имеет следующие особенности:

Законодательная база

Согласно ст. 164 Жилищного законодательства непосредственная форма управления многоквартирным домом осуществляется на основании решения собственников жилья, которое принимается на общем собрании.

Договоры с поставщиками услуг заключаются жильцами самостоятельно или третьим лицом, представляющим их интересы. При управлении учитываются следующие нормативные положения:

  • Минимальный перечень услуг и работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290;
  • Правила оказания услуг и выполнения работ по содержанию многоквартирного дома, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года;
  • Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416.

Совершенствование жилищного законодательства привело к формированию новых правовых условий:

  • Упрощение участия в голосовании. Доверенность можно заверить как в нотариальной конторе, так и по мету работы (учебы);
  • Ранее решение вопроса о выборе места накопления средств на капремонт принималось 2/3 голосов. В настоящее время достаточно 50% и 1 голоса;
  • Размещение средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, на специальном депозитном счете банка. Это позволит избежать влияния инфляционных процессов и преумножить капитал;
  • Согласно ФЗ № 255 «О внесении изменений в Жилищный кодекс…» непосредственное управление не может применяться в домах с количеством квартир более 16 штук.

Плюсы и минусы

Преимущества непосредственного управления многоквартирным домом:

  • Принятие самостоятельного решения в отношении распределения собранных денег. При иных формах управления УК направляет средства на определенные цели, установленные договором.
  • Наличие возможности для отказа от каких-либо коммунальных услуг.
  • Индивидуальная ответственность должника. В случае неуплаты коммунальных платежей подача ресурсов приостанавливается только в отношении должника.
  • Отсутствие платежей, связанных с управленческими функциями. Собственники жилья управляют домом на безвозмездной основе.
  • Самостоятельное осуществление ремонтных работ помещения и оборудования;
  • Благоустройство дома и придомовой территории;
  • Наличие конфликтных ситуаций по поводу распоряжения собранными средствами;
  • Отсутствие государственного финансирования;
  • Наличие трат, связанных с заключением и продлением договоров с компаниями-поставщиками коммунальных услуг;
  • Судебные разбирательства с подрядчиками;
  • Решение организационных вопросов.
Читайте так же:  Микрозайм (права и обязанности сторон микрозайма)

Как видно из приведенных преимуществ и недостатков, данная форма управления подойдет не всем. Оптимальным вариантом является дом с количеством квартир не более 16 штук, добрососедскими отношениями и финансовой стабильностью жильцов. В остальных случая собственники могут столкнуться с рядом проблем: от долгов до невозможности принятия решения по вопросам.

Порядок перехода на непосредственное управление МКД

Переход на непосредственную форму управления осуществляется в несколько этапов.

Создание инициативной группы

Первое, что необходимо сделать, – найти единомышленников. Желательно, чтобы представители были от каждого подъезда. На этом этапе требуется собрать как можно больше жильцов, желающих поменять форму управления.

Инициативная группа должна определиться с местом и датой проведения первого общего собрания. Об этом сообщается в уведомлениях или письмах, которые раскладываются по почтовым ящикам. В сообщении излагается информация об инициаторе, дате и месте проведения собрания, перечне вопросов, поставленных на рассмотрение.

Проведение собрания

Форма управления МКД определяется на общем собрании собственников жилья. Собрание может быть как очным, так и заочным. Решение о смене формы управления принимается на общем собрании. Результаты считаются действительными, если в голосовании участвовало более половины собственников жилья. Один голос равен определенной площади жилья.

Заочное голосование проводится при помощи опроса. Результаты фиксируются в опросном листе, который учитывается при голосовании.

На собрании рассматриваются 3 основных вопроса:

  • Изменение формы управления МКД.
  • Избрание или выдвижение лица, которое будет представлять интересы жильцов и заключать договоры с поставщиками ресурсов.
  • Выбор компаний-поставщиков ресурсов и заключение с ними договоров.

Выбор обслуживающей организации

Договоры на обслуживание водо-, газо-, электро- и теплоснабжения заключаются с каждым из собственников. При наличии оформленной доверенности уполномоченное лицо вправе самостоятельно заключать соглашения от имени доверителей.

Для подписания договора необходимы:

  • протокол общего собрания о принятии решения об изменении формы управления на непосредственную;
  • копия протокола о выборе ответственного лица;
  • копия технического паспорта дома;
  • заявление на заключение договора с поставщиком услуг;
  • доверенности жильцов.

В случае привлечения подрядчика вся сумма расходов распределяется между лицами, заключившими договор.

Как происходит распределение обязанностей между жильцами?

Управление МКД осуществляется 3 способами:

  • Обязанности по управлению распределяются между всеми собственниками жилья.
  • Выбор одного представителя из числа собственников квартир. Лицо представляет интересы других владельцев по доверенностям.
  • Выбор лиц не из числа собственников. Полномочия передаются по доверенностям.

Таким образом, непосредственная форма управления многоквартирным домом имеет свои достоинства и недостатки. В современных реалиях ее применение уместно в домах с небольшой численностью инициативных жителей.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Непосредственное управление домом

Непосредственным управлением МКД называют отдельную форму управления, предусмотренную ЖК РФ. Данный способ управления предусматривает самостоятельное заключение договоров с организациями по услугам ГВС и ХВС, водоотведения, тепло-, газо-, электроснабжения.

Кроме того, владельцы помещений являются ответственными за проведение ремонтных работ и содержание общего имущества в доме.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

[3]

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Непосредственное управление МКД – что это

Статьей 161 Жилищного кодекса РФ обозначено, что управление МКД направлено на создание безопасных и благоприятных условий для проживания каждого гражданина, содержание общедомового имущества в надлежащем виде, разрешение спорных моментов использования такого имущества и обеспечение бесперебойного предоставления коммунальных услуг всем гражданам, которые проживают в МКД.

Каждый из владельцев помещений должен избрать один из методов управления МКД:

  • Управление, осуществляемое непосредственно владельцами помещений в МКД;
  • Управление ТСЖ/жилищным кооперативом/другим потребительским кооперативом специализированного направления;
  • Осуществление управления через управляющую организацию.

Метод управления МКД избирается через общее собрание владельцев помещений и может быть повторно избран или изменен в любой момент, основываясь на его решении. Решение, принятое на общем собрании, по поводу выбора метода управления обязательно для каждого из владельцев помещений в МКД.

Список прав и обязанностей владельцев помещений в МКД при управлении указанным домом

В соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ, непосредственно осуществляя управление МКД, владельцы помещений в доме должны оформить договора по предоставлению услуг, связанных с содержанием и/или проведением ремонтных работ по общему имуществу с лицами, занимающимися определенными видами деятельности, основываясь на решении общего собрания владельцев.

Все или большая часть владельцев помещений в подобном доме считаются одной стороной подписываемого соглашения.

Старший по дому: права и обязанности.

Может ли УК отказаться от управления домом, читайте тут.

Основываясь на второй части обозначенной статьи, договора на снабжение водой (холодной и горячей), водоотведение, снабжение электричеством и газом (включая поставку баллонного газа), теплоснабжение (вместе с поставкой твердого вида топлива, если есть печное отопление) оформляются каждым владельцем помещения, принимающим участие в управлении МКД, с организацией, осуществляющей предоставление того или иного ресурса/услуги. С помощью такого договора осуществляется регулирование потребления и оплаты услуг.

При данных обстоятельствах ответственность за соблюдение режима и качества предоставления обозначенных услуг лежит на организации, осуществляющей передачу соответствующего ресурса. Граница ответственности за выполнение обслуживания и содержание внешних сетей должна обозначаться условиями заключенных договоров.

Читайте так же:  Заявление о предоставлении льгот по уплате налогов

За процесс обслуживания и содержания внешних сетей должна отвечать организация, обеспечивающая ресурсоснабжение. Что же касается коммуникационных систем, размещенных в самом доме, то за данный процесс отвечать должны непосредственно владельцы помещений МКД (как и по договору электроснабжения). Реализовываться все это должно владельцами самостоятельно или же с привлечением отдельных лиц на условиях договора подряда.

Нужно заметить, что, учитывая часть 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ и основываясь на решении общего собрания владельцев помещений в МКД, непосредственно осуществляющих управление домом, от владельцев помещений во всех отношениях с третьими лицами имеет право представлять общие интересы кто-либо из владельцев или другое лицо, не относящееся в списку владельцев, однако, которому были переданы соответствующие полномочия, подтвержденные официальной доверенностью, оформленной с участием всех или большей частью собственников помещений в МКД.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в МКД, которые утверждены правительственным постановлением от 13 августа 2006 года под № 491, определено, что содержание общего имущества должно осуществляться в полном соответствии с действующими законодательными требованиями РФ (сюда же входит санэпидблагополучие населения, защита потребительских прав, техническое регулирование) и в состоянии, которое может обеспечить сохранение характеристики безопасности и надежности МКД, необходимых для обеспечения безопасности здоровья и жизни каждого гражданина, сохранения принадлежащего физическим и юридическим лицам имущества, имущества, отнесенного к муниципальной или государственной собственности.

При прямом управлении МКД владельцами помещений в доме, лица, которые выполняют комплекс работ, направленных на содержание и ремонт имущества, отнесенного к общедомовому, организующие предоставление услуг ХВС/ГВС, электроснабжения, водоотведения и газоснабжения (вместе с поставкой баллонного газа), теплоснабжения (вместе с твердым топливом, если имеется печное отопление), ответственны перед владельцами помещений в МКД за осуществление обязательств.

Последние предусматриваются условиями оформленных договоров, Правилами содержания общего имущества МКД, Правилами, которые используются при предоставлении, приостановке и ограничении оказания коммунальных услуг владельцам и прочим гражданам, использующим помещения в МКД и жилых домах.

То есть, ключевое преимущество такого метода управления МКД состоит в отсутствии каких-либо расходов, используемых для того, чтобы содержать штат ТСЖ, или необходимых для привлечения к процессу управления УК, поскольку при данных обстоятельствах управление производится инициативной группой владельцев в МКД.

Но этот момент можно считать в тоже время и основным недостатком такого метода управления, если численность жильцов в доме и площадь, предназначенная для общего использования, является существенной. Чем большим будет жилой дом, тем большее количество проблем может возникать при управлении им и тем большая вероятность образования разногласий среди жильцов.

Разыскать же управляющего, который бы по собственной инициативе занимался решением массы вопросов, довольно проблематично.

Из этого следует, что непосредственное управление может быть уместным только в небольших МКД, с минимальным объемом работ, связанных с управлением домом.

Переход на непосредственное управление МКД

Поэтапное руководство:

Первый этап. Утверждение группы инициативных жильцов

Неотъемлемой частью начала любого важного дела является наличие инициаторов – тех людей, которые обладают энтузиазмом, и являющихся единомышленниками в своем стремлении. И утверждение непосредственного метода осуществления управления домом не относится к исключениям.

На первом из этапов крайне важно разыскать жильцов (лучше, если они будут от каждого из подъездов), которые поддержали бы переход на новое управление и могли взять на себя долю организационных моментов такого мероприятия.

Первой задачей созданной группы будет составление перечня владельцев дома, с целью информирования их о нововведениях, разъяснения им всех преимуществ нового способа осуществления управления и привлечения как можно большего количества жильцов.

Дальнейшей задачей будет оповещение жильцов о проведении первых сборов владельцев. С этой целью нужно раздать жильцам письма, с указанием даты и места проведения собрания в соответствующем уведомлении.

Второй этап. Проведение собрания

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, форма осуществления управления МКД должна определяться общими собраниями жильцов. Принятые на таких собраниях решения обязательны для каждого владельца. Это собрание может быть проведено и стандартно (при сборе жильцов), и в заочной форме (без вызова).

Планируя стандартный сбор, следует заблаговременно подумать о месте проведения собрания жильцов. Местом для сбора может быть определен как двор, так и прилегающие к дому здания общественного направления, при наличии договоренности.

Видео (кликните для воспроизведения).

При непосредственном собрании проводится голосование присутствующих владельцев помещений (либо через лиц, представляющих их интересы), которые и осуществляют принятие решения. Но часто эта процедура усложняется определенными нюансами – часто к мероприятию не проявляют никакой активности пожилые граждане и арендаторы помещений в жилом доме.

При данных обстоятельствах будет более приемлемо проведение заочных собраний, на которых процесс голосования происходит таким образом – жильцы отражают свои позиции в письменном виде через опросные листы или заранее подготовленные бюллетени, и направляют их по адресу, указанному в сообщении о собрании.

Сбор может состояться на условиях, обозначенных статьей 45 Жилищного кодекса РФ – когда в нем участвует больше, чем половина от жильцов (владельцев), проживающих в конкретном жилом доме. Весомость голоса владельца прямо зависит от величины его жилой площади.

На подобном собрании могут быть рассмотрены три ключевых вопроса:

  • Связанный с принятием решения об изменении формы управления МКД на непосредственную;
  • Избрание лица, которое сможет представлять интересы жильцов жилого дома при работе с организациями, осуществляющими обслуживание и различными юридическими лицами. Также избирается отдельный орган, именуемый советом или же комитетом жилого дома (обязательная процедура, если в доме более чем четыре квартиры). Официально его регистрация не нужна. В такой совет может быть включен или кто-либо один из владельцев (председатель), или же все владельцы, проживающие в доме;
  • О заключении договоров для организации надлежащего обслуживания жилого дома.

Следует пригласить на проведение сборов представителей местной администрации, поскольку это законодательно продиктованная необходимость. Как выход, можно предложить заочное голосование. Результаты проведенного сбора должны быть оформлены отдельным протоколом, подписывают который участники комитета либо представители инициативной группы жильцов.

Третий этап. Определение ответственной за обслуживание организации

В соответствии с подпунктами 2 и 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ, договора по услугам отопления, газоснабжения, электроснабжения и водоснабжения заключаются каждым из владельцев по отдельности.

Читайте так же:  Генеральная доверенность на дом и земельный участок

Когда владельцами полномочия были переданы одному человеку, он имеет право заключения всех договоров от их лица. Однако перечень его полномочий должен быть подтвержден документально – доверенностью.

Если заключается прямой договор – это подразумевает необходимость представления копий следующих документов:

  • Протокола о решении общего собрания об избрании владельцами непосредственного метода осуществления управления МКД;
  • Протокола о решении общего собрания по поводу избрания лица, которое бы от имени жильцов взаимодействовало с организациями, обслуживающими дом;
  • Технического паспорта на жилой дом.

Кроме того, следует предоставить заявление о заключении прямого договора. Оно должно быть написано на имя начальника организации, выполняющей обслуживание, и доверенность с нотариальным заверением.

Точно также оформляют и прочие договора на остальные виды услуг, которые связаны с содержанием или проведением ремонтных работ в доме (это могут быть услуги по вывозу мусора, обслуживанию лифтов и прочее). Но если количество квартир в жилом доме меньше 12, обязанности в привлечении подрядчиков нет.

В случае выполнения работ через подрядчиков, сумма, которую жильцы оплачивают за услуги по договору, распределяется между ними. Остальные владельцы, не заключившие договора, должны возместить всю приходящуюся на их долю сумму за фактически выполненные работы.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Последние изменения в непосредственном управлении многоквартирным домом в 2019 году

Собственники квартир в многоквартирном доме напрямую заинтересованы в том, кто является управляющим здания. Это требуется для создания комфорта проживающих лиц. Но получать подобные услуги хочется за оптимальную цену.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждый из методов организации и контроля будет иметь свои плюсы и минусы, которые потребуется учитывать при выборе метода и управляющей организации. Ознакомление с действующим законодательством при этом является обязательным.

Положения по закону

Новое законодательство обязывает собственников выбирать способ управления домом.

Согласно новой редакции статьи №161 Жилищного кодекса РФ, установлены следующие основные правила и способы управления многоквартирным домом:

Часть 1 Нормы для регулирования управленческой деятельности.
Часть 2 Способы, которые могут быть использованы для управления.
Части 2.1–2.3 Субъекты, которые будут нести ответственность перед собственниками в определенных случаях.
Часть 3 Выбранный способ управления применяется ко всем собственникам.
Часть 4 Если не выбран способ управления, то проводится открытый конкурс на отбор подходящей организации (правила отбора собраны в Постановлении Правительства РФ №75 от 06.02.2006).
Часть 7 Право собственника на обращение в суд с требованием подбора управляющей организации в соответствии имеющимися требованиями.
Части 13 и 14 Правила эксплуатации реконструированных или перестроенных домов.

Договор управления многоквартирным домом составляется в соответствии с требованиями статьи №162 Жилищного кодекса РФ:

Часть 1 Одной стороной признаются те собственники, которые являются большинством голосовавших лиц.
Части 2 и 3 Предмет договора управления и его условия.
Часть 4 Условия действуют на всех собственников дома.
Часть 5 Срок действия заключенного договора.
Часть 6 Договор продлевается автоматически, если об обратном решении не было заявлено.
Часть 7 Момент вступления договора в силу.

Также могут быть использованы иные положения по закону, в зависимости от индивидуальных особенностей ситуации: статья №161 ЖК РФ, ПП РФ №290, ПП РФ №491, статья №36 ЖК РФ и другие. При любом действии или процессе следует ознакомиться с действующим законодательством.

Главные понятия

Введенные положения направлены на упрощения организационных моментов.

Основные изменения законодательства защитили фонды капитальных ремонтов от инфляции:

  • процедура собрания упрощена за счет возможности передать право голоса другому лицу, но для этого потребуется доверенность (ее не требуется заверять у нотариуса, достаточно подписи с места учебы или работы);
  • теперь для принятия решений требуется более половины голосов от общего числа собственников (ранее требовалось 2/3 голосов);
  • средства для капремонта теперь можно положить на соответствующий счет в банке.

Кроме необходимости выбора метода управления домом, изменения позволили защитить собственников дома от инфляции в случае сбора средств на капремонт. Также были добавлены правила для регулирования способов выбора управляющего, его обязанности, иные условия, правила проведения конкурса на отбор организаций и в других аспектах.

[2]

Новые правила

В 2019 году начали действовать следующие Федеральные законы в отношении управляющих компаний, обязательные для ознакомления:

  • №416 от 20.12.2017;
  • №437 от 28.12.2017;
  • №462 от 29.12.2017;
  • №485 от 31.12.2017;
  • №503 от 31.12.2017.
ФЗ №416 Обязательство благоустройства участка, на котором находится многоквартирный дом.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) О водоснабжении и водоотведении

ФЗ №437 Отмена нормы, согласно которой при отсутствии квитанции собственник мог не оплачивать услуги, в соответствии с этим были отменены штрафы за нарушение лицензионных требований для управляющих организаций. При этом заполнение информации остается обязательством компаний. Были уменьшены штрафы по статье №13.19.2 КоАП РФ за размещение недостоверной информации, либо ее отсутствие.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 437-ФЗ (ред. от 30.03.2016) О внесении изменений в Федеральный закон О некоммерческих организациях

ФЗ №462 Согласно чему, каждая УК должна предоставить беспрепятственный доступ к жилым помещениям для собственников-инвалидов.

Федеральный закон от 29.12.2017 N 462-ФЗ О внесении изменений в ЖК РФ по вопросу инвалидов

ФЗ №485 Были добавлены новые причины проверок ГЖН:
  • нарушение требований содержания общего имущества;
  • нарушение правил действий, связанных с КУ;
  • распоряжение главного жилищного инспектора России.

Добавлено требование к обязательному отсутствию схожести наименований УК, что необходимо для устранения клонов. Теперь каждое название компании должно быть оригинальным. Кроме этого, к лицензиям был создан срок их действия (на данный момент – 5 лет). Новое требование при лицензировании домов (лицензия аннулируется, если сведения не предоставляются в течение 6 месяцев). Добавлено обязательство ведения собственников помещений управляющими организациями.

Читайте так же:  Во сколько лет можно выйти замуж краткий обзор различных культур и жизненные советы по принятию важн

Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

ФЗ №503 Добавлены правила, касающиеся отходов производства и потребления.

Что стоит иметь в виду

Выбор способа

Выбор способа управления многоквартирным домом происходит на всеобщем собрании. Каждый собственник имеет право голоса. Выбирается тот метод, который собрал большее количество голосов.

Согласно жилищному законодательству определены следующие способы управления:

  • непосредственное управление МКД;
  • руководство МКД управляющей организацией;
  • управление МКД товариществом или кооперативом.

Каждая из форм имеет свои преимущества и недостатки. Выбор организации – это ответственный шаг, требуется обращать внимание только на тех, которым стоит доверить ремонт и содержание МКД. Если же способ управления не выбран, то этим вопросом займутся местные власти.

Обзор договоров

Договоры управления МКД содержит в себе:

  • одной стороной являются все собственники или их большинство;
  • договор оказания услуг подразумевает обязательство за определенную плату выполнить работы по содержанию или ремонту дома;
  • договор на обращение с отходами, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение и газоснабжения заключается каждым собственником отдельно;
  • при заключении многочисленных договоров с каждым собственником в отдельности можно оформить соглашение с одним лицом, если на того остальные оформят соответствующую доверенность.

Особенности процедуры управления

Если же собственниками квартир в доме был выбран самостоятельный метод управления, то следует учитывать имеющиеся особенности.

Они определяются ЖК РФ, который представляет один из видов самоуправления:

  • проведение общих собраний жильцов для решения важных вопросов по домоуправлению и содержанию здания;
  • распределение обязанностей между всеми собственниками;
  • выбрать лицо, представляющее интересы жильцов, что возможно без оформления доверенностей, если он сам является собственником.

Можно определить следующие особенности непосредственного управления МКД:

  • квартплата фактически заменяется на оплату услуг каждым жильцом в отдельности;
  • наличие долгов у одного из жителей не влияет на общую ситуацию в доме;
  • поставляемые услуги не обязывают организации заниматься иными вопросами по содержанию или ремонту систем;
  • нельзя получать средства по муниципальным программам.

Организация и контроль

Обязанности собственников при выборе непосредственного управления МКД:

  • хранение документов и их создание;
  • хранение данных о собственниках и нанимателях;
  • разработка и обсуждение вопросов о содержании имущества, проведения работ по ремонту;
  • создание плана содержания дома;
  • условия проведения капитального ремонта;
  • заключение договоров на предоставление услуг (горячая и холодная вода, газ и так далее);
  • контроль за недостатками и их обсуждение;
  • учет расходов за работы с документальным оформлением;
  • взаимодействие с учреждениями государственного и муниципального уровня.

Определение лица, ответственного за управление домом проводится на общем собрании. При выборе собственника другие жильцы могут установить вознаграждение лицу, являющемуся «главным» по МКД.

Контроль деятельности «главного» и соответствие остальным условиям непосредственного управления домом ведется другими собственниками. Они должны отслеживать сроки работ, их качество и другие вопросы. При наличии жалоб может быть собран общее собрание, где коллективно будет решен возникший вопрос.

Плюсы и минусы

Непосредственная форма управления МКД имеет следующие плюсы
  • каждый собственник заключает отдельный контракт с компанией, предоставляющей услуги;
  • каждый собственник получает индивидуальный счет на оплату ЖК услуг;
  • задолженность одного собственника не отражается на остальных;
  • организационные вопросы решаются на совете;
  • компанию, осуществляющую ремонт, выбирают сами жители на собрании;
  • управдом имеет право на решение вопросов в качестве уполномоченного представителя в тех случаях, если это интересует более половины собственников.
Кроме преимуществ есть и минусы
  • благоустройство дома – это личное дело каждого;
  • управдом не должен оплачиваться, вознаграждение может быть назначено другими собственниками;
  • незнание некоторых аспектов каждым из жителей;
  • управдом должен следить за уплатой квитанций;
  • муниципальная и государственная поддержка становятся недоступными;
  • ответственность за документацию ложится на управдома;
  • капитальный ремонт – забота самих собственников.

Непосредственное управление многоквартирным домом – это тот метод, который подходит для тех собственников, которые готовы самостоятельно проявлять инициативу по ремонту дома, его обустройству и слежению за остальными факторами. Но этот способ повлечет за собой и некоторые обязательства, например, выбор управдома, а желающего на такую должность может не найтись. Тогда потребуется вносить дополнительную плату, которая станет вознаграждением для управляющего.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Какой способ управления многоквартирным домом лучше выбрать собственникам жилья?

В Жилищном Кодексе РФ отсутствует определение понятия «управление многоквартирным жилым домом», но данной теме отдан целый раздел. Что же это такое и как собственники жилья должны выбирать способ управления многоквартирным домом?

Что подразумевает собой управление многоквартирным домом?

Процесс управления многоквартирным жилым зданием предполагает исполнение согласованной деятельности всех владельцев недвижимого имущества либо привлеченных со стороны лиц.

Деятельность эта направлена на:

  • обеспечение удобных ситуаций для проживания;
  • сохранение имущества и его подобающее использование;
  • предоставление разнообразных коммунальных услуг обитающим в доме жителям.

Собственникам помещений многоквартирного дома надлежит избрать форму управления своей недвижимостью.

Стандарт управления

Деятельность по управлению многоквартирным домом подразумевает содержание его в должном виде. То есть управляющие лица должны:

  • следить за состоянием всех технических систем здания;
  • обеспечивать порядок на прилегающей территории и внутри помещения в местах общего пользования;
  • заключать договора с ресурсопоставляющими организациями и контролировать коммунальное обеспечение дома и пр.

Стандарты управления регламентируют правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, обязанности и управленческие решения должностных лиц. Согласно этим стандартам в процессе управления участвуют жильцы, их объединения, управляющие компании, поставщики услуг, орган местного самоуправления и органы власти субъекта РФ.

Согласно Стандартам управляющие компании и организации обязаны предоставлять собственникам доступ к информации о своей деятельности, поэтому каждый жилец может ознакомиться с перечнем и описанием всех услуг, а также с размером оплаты.

Читайте так же:  Что делать в случае бездействия судебных приставов

Проблемы хозяйствования общедомовым имуществом

Любой вариант управления многоквартирным зданием сопряжен с некоторыми проблемами.

В частности недостаток заключается в трудности принятия единого решения и чем больше жильцов, тем труднее прийти к общему мнению.

При управлении многоквартирным домом посредством сторонней организации значение имеет порядочность управляющей компании.

Кроме того, следует учитывать, что сторонняя организация лично не заинтересована в поддержании здания в надлежащем состоянии и без контроля со стороны жильцов многие проблемы могут попросту игнорироваться.

Законодательное регулирование

До момента принятия нового Жилищного Кодекса РФ управлением жилыми многоквартирными домами занимались ЖКХ или специальные службы, которые назначались муниципальными властями без уведомления жильцов.

То есть для сторонних организаций вход на рынок жилищно-коммунальных услуг был абсолютно закрыт, вследствие чего полностью отсутствовала конкуренция и интерес к улучшению качества услуг.

С 2005 года, после редактирования ЖК РФ, собственникам дано право автономно избирать вид управления многоквартирным домом, в котором они проживают.

Более того жители многоквартирного дома на общем собрании обязательно должны сделать выбор в пользу одного из возможных способов управления.

В 2015-2016 году законодательством РФ предусмотрены лишь три формы управления многоквартирным домом – посредством Товарищества собственников жилья, сторонней управляющей организации или путем непосредственного управления силами жильцов.

Все же нынешнее жилищное законодательство отнюдь не безукоризненно. В связи с этим летом 2011 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым были утверждены коррективы в Жилищный Кодекс, которые наделили местные управленческие органы и самих обладателей недвижимости полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью управляющих компаний.

Также новым законом допускается способ оплаты коммунальных платежей жильцами непосредственно поставщикам ресурсов без участия управляющих организаций.

Предусмотренные законом способы управления

Способ управления избирается жильцами на общем собрании и может быть изменен в любой момент на основе общего решения. Каждая из управленческих форм обладает своими особенностями.

В ЖК РФ гражданам предложено три варианта управления многоквартирным домом (ст.161, п.2), в частности:
  • управление непосредственно самими владельцами;
  • управление специально созданным товариществом собственников недвижимости либо специализированным кооперативным объединением;
  • управление посредством услуг управляющей организации.

Непосредственное управление домом согласно ЖК РФ могут выбирать жильцы таких домов, в которых общее количество квартир не превышает шестнадцати. В таком случае все вопросы, касающиеся управления домом, обсуждаются на общем собрании.

Также жильцы сами решают, как распределить обязанности и сами выбирают людей, которые будут выступать в качестве представителей дома при заключении договоров по обслуживанию на безвозмездной основе.

При непосредственном управлении жильцы избавляются от лишних затрат на содержание ТСЖ. Договор на оказание услуг с различными организациями заключается с каждым жильцом индивидуально.

Создание ТСЖ предполагает объединение собственников и назначение ответственных лиц, которые занимаются вопросами обслуживания дома на платной основе от имени всех жителей. Таким образом, именно ТСЖ занимается заключением договоров с различными организациями в качестве юридического лица.

Поскольку председатель и члены правления товарищества избираются из числа жителей, то для них важна судьба дома и своими обязанностями пренебрегать они не станут. В случае недовольства работой правления жильцы имеют право переизбрать его.

Выбирая способ управления управляющей компанией, собственники доверяют обслуживание дома сторонней специализированной организации. В этом случае жители полностью освобождаются от забот о доме, а благоустройством занимаются квалифицированные специалисты.

[1]

Все услуги в подобном случае оплачиваются постфактум и жильцы знают, за что именно они платят деньги.

Обязательно ли выбирать способ управления?

Конфигурация управления многоквартирным жильем назначается согласно постановлению общего собрания (ст.44 ЖК РФ). При этом принятое его участниками решение является обязательным для всех собственников, включая и тех, кто проголосовал против либо вовсе не принимал участия в собрании.

В любой момент коллектив жильцов может поменять форму управления многоквартирным домом.

Процедура созыва и проведения общего собрания сопряжена с множеством тонкостей. Так малейшая неточность может стать предлогом для управляющей организации оспорить претензии собственников в суде.

Самыми популярными доводами являются:

  • недостаточность на общем собрании требуемого кворума (не менее 2/3 всех собственников);
  • отсутствие в протоколе общего собрания указания причин для расторжения договора с управляющей организацией;
  • несоответствие формы бюллетеней для заочного голосования нормам определенным ст.47 ЖК РФ;
  • ненадлежащее уведомление жильцов о проведении заочного голосования;
  • несоответствие вопросов, обсуждаемых голосованием, вопросу, вынесенному на повестку дня общего собрания.

Как быть, если жильцы не приняли решение о способе управления?

Если с момента, когда решение о выборе способа управления должно было быть принято, прошел уже год, а жильцы так и не определились с формой управления, тогда органы местного самоуправления имеют право самостоятельно выбрать управляющую компанию.

Для выбора управляющей компании проводится открытый конкурс, на котором любая организация может предложить свои услуги. Предлагаемые условия оцениваются с точки зрения выгоды и последствий для состояния дома.

Видео: Выбор варианта управления в многоквартирных домах

В видеосюжете разъясняется, какие способы управления многоквартирными домами существуют согласно действующему законодательству РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объясняется, почему выбор формы управления обязателен для жильцов многоквартирных домов, и как должна действовать администрация муниципального образования в случае непринятия собственниками помещений дома решения по данному вопросу.

Источники


  1. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.

  2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

  3. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
  4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
  5. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
Непосредственная форма управления многоквартирным домом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here