Налог на добавленную стоимость и его особенности в россии

Самое важнее по теме: "Налог на добавленную стоимость и его особенности в россии" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации (стр. 1 из 20)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Казанский финансово-экономический институт

Допустить к защите

Зав. Кафедрой __________

«___» ___________1998 г.

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации

Автор дипломной работы ____________ Г. Е. Юдин

Группа студент 514 группы ФКФ

Руководитель ___________ Ф. Ф. Адигамова

«___» _____________1998 г.

— Казань 1998 год —

91 — 95

Введение 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость 1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость 1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость 2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением 2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога 2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС 3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации 3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления 3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ Выводы и предложения Список литературы Приложения

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 — 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Однако несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.

Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.

Налог на добавленную стоимость широко использу­ется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целе­сообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государствен­ные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 — 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога со­ставляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначитель­ное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов эконо­мики [43, 15].

НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплатель­щика. Во — первых, от него труднее уклониться. Во — вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В — третьих, он в большей степени повышает заинтере­сованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

Однако несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

В России НДС взимается с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов. Последнее означает, что НДС взимается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом процесс взимания НДС в нашей стране обладает целым комплексом особенностей, отражающих реалии российской экономики, финансов, процедуры бухгалтерского учета, уровень готовности к новому налогу финансовых кадров и налогоплательщиков, а также целый ряд проблем, связанных с современным процессом формирования российского рынка [41, 38].

В этих условиях доскональное изучение обобщенной концепции НДС, успешно применяемой и в других странах мира (естественно с учетом соответствующих особенностей данной национальной экономики) имеет большое значение. Так как только осознание философских и логических постулатов концепции этого налога дает возможность отделить детали, особенности и нюансы, неизбежные при применении НДС в любой стране, в силу ее уникальности, от сущностной основы, без которой налог на добавленную стоимость перестает быть таковыми, превращается в очередную модификацию налога с оборота [36, 51].

Опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС. Среди них — реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление принципа равенства и обеспечения прогрессивного характера НДС; повышение его роли в стимулировании роста производства, внутренних и иностранных инвестиций.

Таким образом, основой для выбора данной тематики дипломной работы послужила все возрастающая актуальность проблем, связанных с налогом на добавленную стоимость.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость — НДС (Value — Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС — относительно новый вид косвенного налогообложения. Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Единственное из развитых государств, где такого налога нет, — США. Но и здесь на протяжении последнего десятилетия ведутся интенсивные дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 80-х — начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан) [41, 38].

Читайте так же:  Действующий образец договора беспроцентного займа учредителя с ооо

И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже — общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна — участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет.

Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй — созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Определение

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается по мере реализации произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя. Исчисление и уплата налога регламентированы главой 21 Налогового кодекса РФ.

Плательщики НДС, ставка налога

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В настоящее время основная ставка НДС в Российской Федерации составляет 18%. Однако для некоторых продовольственных товаров, товаров для детей действует пониженная ставка 10%, а для экспортируемых товаров налог фактически отсутствует — ставка 0% (при этом не следует смешивать понятия «освобождение от налога» и «обложение по ставке 0% — это разные случаи).

Расчет налога

Рассчитать сумму налога на добавленную стоимость можно автоматически с помощью онлайн-калькулятора НДС.

Особенности исчисления НДС

Налог на добавленную стоимость – один из самых трудных для расчета и сложных для государственного администрирования налогов. Связано это с тем, что НДС – косвенный налог. Это значит, что его уплачивает организация за счет средств, которые получает от покупателя (НДС включается в цену товара). Более того, чтобы исключить двойное обложение добавленной стоимости, покупатели сырья, материалов, услуг, предъявляет уплаченный в составе покупной цены налог к вычету. А уже после создания и реализации своего продукта вновь исчисляют НДС и удерживают его с покупателя. В итоге, конечным плательщиком всей суммы НДС становится конечный покупатель – обычно это граждане РФ. А в случае с экспортом товаров за пределы России (Таможенного союза), НДС не платит никто, уже уплаченный налог возвращается организациям-продавцам после специальной процедуры документального подтверждения факта экспорта.

Процесс исчисления налога усложняется льготами и различными ставками. Несмотря огромную экономическую важность налога, сложность его исчисления и уплаты/возмещения делает НДС одним из самых «криминальных» и проблемных для бухгалтера налогов – его незаконно возмещают из бюджета фирмы-однодневки, а бухгалтерам добропорядочных предприятий приходится доказывать право на получение вычета.

НДС не является изобретением российской налоговой системы. Налог на добавленную стоимость существует в большинстве развитых стран мира, различаются только ставки налога (в РФ – одна из самых низких).

Подробней о налоге на добавленную стоимость, правилах его расчета, составления декларации читайте статьи в рубрике «НДС».

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

Другие дипломы по предмету

Глава I. Налог на добавленную стоимость в общей теории налогообложения

1.1 Сущность и понятие налога на добавленную стоимость (НДС) и его место в системе налогов России

1.2 НДС: плательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок исчисления налога

Глава II. Особенности налоговой политики в современных кризисных условиях в области НДС

2.1 Основные изменение в форме налоговой декларации по НДС в 2010 году в НК РФ

2.2 Порядок восстановления НДС при переходе на УСН

Глава III. Основные направления налоговой политики РФ по 2совершенствованию НДС

3.1 Проблемы приоритетного направления развития налога на добавленную стоимость

3.2 Предложения по совершенствованию НДС в РФ и КБР

Список использованной литературы

Налог на добавленную стоимость, широко применяемый во многих странах мира, относится к косвенному налогу, который включается в стоимость товара, т.е. по сути является налогом на конечного потребителя.

Являясь одним из самых «молодых» налогов, НДС стал самым эффективным по критерию собираемости и степени участия в формировании государственного бюджета.

Актуальность настоящей курсовой работы заключается в том, что налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии нашего государства. Налог на добавленную стоимость выступает одним из регуляторов перераспределения общественных благ и одним из основных и стабильных источников поступления доходов в федеральный бюджет; а также способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.

Цель и задачи исследования: Целью настоящей работы является анализ теории и практики содержания и сущности НДС, а также осуществления налогового контроля в сфере НДС и разработка на этой основе теоретических положений и комплекса практических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля.

Цель исследования обусловлена необходимостью решения следующих теоретических и практических задач:

рассмотреть сущность и понятие налога на добавленную стоимость (НДС) и его место в системе налогов России;

Читайте так же:  Региональная программа капитального ремонта жилых зданий

подробно рассмотреть особенности НДС: плательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок исчисления налога;

выявить последние изменения формы налоговой декларации по НДС;

провести анализ порядка восстановления НДС при переходе на УСН

определить основные направления налоговой политики РФ по совершенствованию НДС.

Объектом исследования выступила действующая в Российской Федерации система налогообложения добавленной стоимости.

Предметом работы выступают экономические отношения, возникающие между государством и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения их добавленной стоимости.

Теоретическая и методологическая основа исследования: Исходной теоретической основой при написании курсовой работы являются работы российских и зарубежных ученых, раскрывающие теорию и практику осуществления налогового контроля НДС, положения нормативно — правовых актов РФ. Информационно — эмпирическая база исследования сформирована на основе материалов УФНС, Министерства финансов РФ, публикаций в отечественной и зарубежной печати.

Методы исследования: метод статистического исследования, метод моделирования социально-экономических процессов, индукция, дедукция.

Данная тема достаточно хорошо освещена в современной литературе.

Проблемы теории и практики налоговой политики в области НДС исследовались в работах: И.М. Александров; А.В. Брызгалин; А.Н. Головкин; С.А. Верещагин; Г.Ю. Касьяновой; И.А. Майбуров; С.С. Молчанов; Ю.А. Цеханович; С.Д. Шаталов; Т. Блошенко; Е. Бодиева; Л.В. Воробьева; Л.В. Воробьева; Е.А. Емельяненко; И.М. Козлова; Е.Ф. Волонцевич; Ю.М. Лермонтов; Е.А. Лысов; М.С. Полякова, и др.

Структура работы представляет собой взаимодополняющие друг друга части: теоретическая и две практические главы, а также введение и заключение и списка использованной литературы.

Глава I. Налог на добавленную стоимость в общей теории налогообложения

1.1 Сущность и понятие налога на добавленную стоимость (НДС) и его место в системе налогов России

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе, К ним относятся также акцизы и таможенные платежи.

Прежде чем говорить об НДС следует определить данное понятие. Так что же это такое. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость — НДС, имеет французское происхождение. Само понятие «налог на добавленную стоимость» (НДС), впервые было сформулировано в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. С 1958 года этот обязательный платеж вошел в налоговую систему Франции, а затем начал завоевывать Европу.

Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны — суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию.

Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.

В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета

ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения

НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.1

налог добавленная стоимость база

[3]

В Украине, как и в России, он был введен в период начала построения «рыночной» экономики — с 1 января 1992 года.

НДС (VAT, valuе addеd tax) налог на сумму, добавленную продавцом товара или услуги на стоимость производства либо покупки этого товара или услуги (в эту стоимость не включаются: зарплата персонала; расходы на услуги и товары, приобретенные у неплательщиков НДС).

Предшественник НДС, наиболее близкий по смыслу к действующему сегодня налогу на добавленную стоимость, появился в 20-х годах XX века в Германии. Тогда в рамках налоговой реформы было предложено ввести «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.

В 90-х годах XX века НДС входил в налоговые системы более чем 80 стран. Среди экономически развитых государств его не применяют только США и Япония. При этом следует отметить, что на уровне штатов в США действует налог с продаж — косвенный налог на потребление, сходный с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.

На современном этапе он применяется более чем в 95 государствах. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдав должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Вообще, наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕЭС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время очень распространен в мире по следующим причинам:

основным преимуществом НДС является то, что он позволяет точно определить налоговую составляющую цены товара на каждой стадии производства и распределения, что исключает ее повторное налогообложение;

НДС позволяет освободить от налога экспорт и облагать налогом импорт, что необходимо для отмены внутренних фискальных границ и обеспечения конкуренции, следовательно, и для достижения основн

Налог на добавленную стоимость и его особенности в России

Особое место в Российской налоговой системе занимают налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они грают определяющую роль. В настоящее время НДС — один и важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует, из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товара. НДС традиционно относят к категории универсальных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путём включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Читайте так же:  Договор купли-продажи квартиры с обременением (образец)

Это самый молодой налог формирующий основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. В России налог был введён 1 января 1992 года. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены Европейского союза.[14]

Налог на добавленную стоимость — налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративны образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Поскольку НДС может взиматься как обычный налог и как таможенный платёж, выделяют два вида налогоплательщиков:

— налогоплательщики внутреннего НДС (взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ) — организации и индивидуальные предприниматели;

— налогоплательщики НДС на таможне — лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Анализ налогового законодательства свидетельствует, что юридических и физических лиц в зависимости от наличия у них обязанности по уплате внутреннего НДС можно поделить на следующие четыре группы:

— налогоплательщики НДС — всегда имеющие статус налогоплательщика, то есть, это организации и физические лица, которые по закону обязаны уплачивать налоги;

— лица, уплачивающие НДС — это субъекты, будучи плательщиками НДС, обязанные его платить.

Юридического определения указанных лиц не существует, это условное понятие. К ним относятся такие лица как:

— субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;

— налогоплательщики НДС, никогда не являющиеся плательщиками данного налога.

Объектом налогообложения является:

— реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, как на возмездной основе, так и на безвозмездной основе;

— использование товаров, работ, услуг для собственных нужд, расходы по которым не включаются в состав затрат при исчислении налога на прибыль, в том числе и через амортизационные отчисления;

— выполнение строительно- монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

[2]

Так же для предприятий налоговым законодательством установлены льготы по НДС. Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменён решениями местных органов власти. Льготы по налогу не распространяются на продукцию, поставляемую в другие государства — участники СНГ.

В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары, работы, услуги как подлежащие льготам по НДС, так и непопадающие под льготный режим налогообложения, необходимо введение раздельного учёта затрат по производству и реализации этих товаров, работ, услуг.

Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях- получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Льготы, предоставленные предприятиям действующим законодательством, распространяются на:

-обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними подразделениями организации предприятия для промышленно-производственных нужд другим подразделениям этого же предприятия;

-обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам;

— средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленным законодательством РФ;

-средства полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежной форме при ликвидации или реорганизации предприятия в размере, не превышающем уставный фонд, атак же долю юридических лиц при выходе их из организации в размере, не превышающем вступительный взнос;

-денежные средства перечисляемые головной организации — исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации организациями ( дочерними и зависимыми обществами);

— средства перечисляемые головной организацией;

— бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, а так же доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств;

— средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих, социально незащищённых категорий граждан, также денежные средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной деятельностью.

Важно иметь ввиду, что в качестве документов, подтверждающих право на не включение указанных работ и услуг в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, предприятия в обязательном порядке предоставляют в налоговые органы:

— контракты (копии контрактов, заверенные в уставном порядке) или другие документы российского юридического лица — налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение этих работ и услуг;

— выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы или оказанные услуги на счёт российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированную в налоговых органах;

— копии таможенных документов, подтверждающих ввоз на таможенную территорию РФ обслуживаемых товаров и уплату НДС по указанным работам и услугам таможенным органам;

— копии международных транспортных или товаросопроводительных документов или любых иных документов.

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

по курсу Финансы

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации

к.э.н. Брайчева Т.В.

1. Теоретические основы налогообложения и НДС

1.1 Классификация налогов в РФ и история возникновения НДС

1.2 Ндс как источник доходов бюджета

1.3 Элементы налога

2. Современное состояние налоговой системы РФ и НДС как её центрального звена

2.1 Принципы и цели реформирования налоговой системы РФ

2.2 Актуальные проблемы НДС

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджета играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании денежных средств и процентов

НДС – федеральный налог, который был введен в РФ с 1 января 1992 года в связи с переходом к рыночной экономике и упразднением такого мощного источника доходов в бюджет государства, как налог с оборота. С момента своего введения, ставка НДС претерпевала некоторые изменения, что объяснялось приспособлением нового вида налога к новой российской экономической действительности.

НДС охватывает товарооборот на всех стадиях, является одним из самых распространенных налогов в РФ, в связи с этим, рассматриваемые в работе аспекты являются актуальными, а изучаемый материал полезен для каждого, чья деятельность, так или иначе, связана с экономикой.

Цель данной работы – изучить принцип и особенности взимания НДС, определить объем доходов от налога в российской экономике, рассмотреть возможные варианты развития или изменения расчета налога.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

[1]

-Анализ сущности налогообложения добавленной стоимости;

-Порядок расчета НДС и виды ставок;

-Анализ механизма взимания НДС;

-Роль НДС в доходах государства;

-Предложение путей совершенствования взимания НДС.

Данная работа охватывает все основные сведения, представленные в налоговом законодательстве РФ по вопросу НДС, а также необходимые теоретические основы. Автором приводятся статистические данные и мнения экспертов по возможной оптимизации налогообложения добавленной стоимости.

1. Теоретические основы налогообложения и НДС

1.1 Классификация налогов в РФ и история возникновения НДС

Под налогами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные законом сроки. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций. За счет налоговых поступлений формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в его бюджете и в бюджетах внебюджетных фондов. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Основными элементами налога являются субъект, объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налог считается установленным, когда определены плательщик (субъект) и остальные элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Под субъектом налога понимается юридическое или физическое лицо, которое по закону является плательщиком налога. Под объектом налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Процесс начисления налогов состоит из следующих этапов: определение объекта налога; определение базы налога; выбор ставки налога; применение налоговых льгот; расчет суммы налога.

Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей.

Существует несколько классификаций налогов, а именно:

1.По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые подразделяются на личные и реальные; Косвенные — на косвенные универсальные, фискальные монополии, таможенные пошлины.

2.По субъекту (налогоплательщику) различают налоги с физических лиц, налоги с предприятий и смежные налоги.

3.По срокам уплаты различают срочные и периодично-календарные налоги. Периодично-календарные налоги, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, ежегодные.

4.По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, различают федеральные, региональные и местные налоги.

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы. Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — является федеральным, косвенным, одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. В основу исчисления этого налога положено понятие «добавленной стоимости». В российской концепции Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налоги на потребление как особая часть косвенных налогов использовалась в практике налогообложения развитых стран давно. Но первоначально — до 1950-х годов — в эту группу входили лишь два налога: налог с оборота и налог на продажи. Налог с оборота взимался на каждой стадии движения товара от производителя до конечного потребителя, т.е. многократно. Налог на продажи взимается однократно как доля (в %) от стоимости товара на конечной стадии его реализации. Затем эти налоги начали заменяться НДС, причем этот процесс имел длительную предысторию.

После окончания второй мировой войны западные страны ввиду возросших фискальных нужд в результате усиления государственного регулирования экономики не отказались, как это было после первой мировой войны, от налогов на потребление. Вместо этого был избран другой путь — замена налога с оборота и налога на продажи налогом на добавленную стоимость. Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от производителя до конечного потребителя). Величина добавленной стоимости исчисляется предприятием как разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основного капитала). Налогооблагаемая база для НДС включает заработную плату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые другие расходы общего характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) налогооблагаемую базу не входят.

Налог на добавленную стоимость

Следует также заострить внимание на товарах и услугах , которые в силу ряда причин освобождаются от налога на добавленную стоимость:

Налог на добавленную стоимость

Другие курсовые по предмету

Основы и краткая характеристика налоговой системы России. НДС как один из основных налогов , дающий реальные поступления в бюджет.3

Сущность НДС , его исчисление и уплата .4

Субъекты , объекты и величины облагаемого оборота НДС5

Сроки и метод уплаты НДС14

Современные проблемы , связанные с НДС , и возможные пути их решения16

НДС в проекте нового Налогового кодексаОшибка! Закладка не определена.

Тема налогов и налогообложения очень актуальна на сегодняшний день в мире . Особенно она актуальна в России , так как именно налогообложение вызывает такую яростную полемику как среди представителей власти , так и среди рядовых граждан , это связано прежде всего с надеждой , что налогообложение сможет поднять на ноги такую могучую страну , как Россия . Именно поэтому я решил заняться частью этой проблемы , так как именно доскональное изучение частей проблемы можно затем использовать (с помощью индукции) при её решении в целом .

Читайте так же:  Можно ли вернуть или отказаться от страховки по кредиту

Объектом моего исследования является налог на добавленную стоимость, сокращенно НДС, по моему мнению , один из тех налогов роль которого сегодня велика (и это будет доказано). В связи с этим я попытался на страницах нижеизложенной работы прояснить вопросы, связанные с НДС. В этом и состоит цель моей работы : во-первых , показать значимость НДС и , во-вторых , изложить проблемы , контактирующие с данным налогом , задачей же своей я ставил попытаться дать свою оценку каждой из затронутой мною проблем делая как промежуточные выводы , так и заключительные .

Основы и краткая характеристика налоговой системы России. НДС как один из основных налогов , дающий реальные поступления в бюджет.

Налоговая система России представлена совокупностью налогов , сборов , пошлин и других видов платежей , взимаемых в установленном порядке с плательщиков физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Замечу , что бюджетная система любой страны без налогов , как рыба без воды . Следует различать несколько видов налогов . Налоги делятся ( по методу их установления )на :

Первый вид налога устанавливается непосредственно на доход и имущество физических и юридических лиц . К ним относятся : подоходный налог , налог на прибыль , ресурсные платежи , налог на имущество . Вторые же относятся на товары и услуги оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги , предоставляемые хозяйствующим субъектам и гражданам). К ним относятся : НДС , акцизы , таможенные пошлины , налог на операции с ценными бумагами и другие .

Также различают деление налогов по территориальной принадлежности :

  1. федеральные налоги
  2. республиканские налоги
  3. местные налоги

Первые взимаются на всей территории РФ (налог на прибыль , НДС , таможенный тариф, акцизы на отдельные виды товаров и другие ) . Вторые устанавливаются законодательными актами РФ , взимаются на всей ее территории , но конкретные ставки налогов определяются либо законами республик , входящих в РФ , либо уполномоченными органами краев , областей , автономий и так далее ( налог на имущество предприятий , лесной доход , сбор за регистрацию предприятий и другие ) . Третьи устанавливаются законами и законодательными актами РФ , но объект налогообложения , налогоплательщики , налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяется Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю» (земельный налог , сбор за право торговли , налог на рекламу и другие).

Существует классификация видов налогов по объектам налогообложения :

  1. налоги на имущество
  2. ресурсные налоги (включая земельный налог)
  3. налоги на доход или прибыль
  4. налоги с действия (хозяйственные акты , финансовые операции , обороты по реализации )
  5. прочие налоги , охватывающие некоторые налоги и разовые сборы .

Данная совокупная классификация позволяет четко определить место того или иного налога в консолидированной схеме налогообложения , что немаловажно при исследовании отдельных частей налоговой системы . Предпринимателям необходимо знать какой налог на что направлен и куда его нужно платить ( однако есть субъекты хозяйственной деятельности которых даже интересует , куда дальше пойдут деньги выплаченные в покрытие налога ).

Следует обратить внимание на то , что из данной классификации следует , что налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом с действия . Это позволяет понять , что НДС это налог относится на товары и услуги , устанавливается на федеральном уровне законодательными актами РФ , взимается на всей ее территории и является налогом с действия , то есть охватывает обороты по реализации ,по передаче и другим действиям .

Необходимо отметить , что налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации . Поступление от НДС в 1998 году составило 28,9% от всего общероссийского поступления налогов в бюджет наибольшая доля налога в налоговых сборах ; налог на прибыль составлял только 21,9% от общих поступлений ) , в 1997 году доля НДС в общих поступлениях налогов в федеральный бюджет увеличилась в среднем на 10% и составила 39% ( в то время как доля налога на прибыль уменьшилась в среднем на 4% и составила 18%). Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ . Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении , тем более значимым признается этот налог . Из этого следует , что налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Российской Федерации .

Сущность НДС , его исчисление и уплата .

Прежде чем говорить об НДС следует определить данное понятие . Так что же это такое? Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости , создаваемой на стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров , работ , услуг и стоимостью материальных затрат , отнесенных на издержки производства и обращения . Каждый налог имеет определенную структуру , то есть перечень составляющих его элементов . Как правило , они раскрываются в законодательном акте , посвященном соответствующему налогу . Подобные акты должны содержать подробную информацию обо всех аспектах данного налога . В связи с этим следует подчеркнуть , что при нечеткой , двусмысленной формулировке закона возможно :

  1. уклонение от уплаты данного вида налога
  2. а также злоупотребление со стороны налоговых органов при его изымании , выражающееся в расширительном толковании положений закона .

Основным законодательным актом по налогу на добавленную стоимость является Закон «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 года №1992-1 с внесенными изменениями и дополнениями (№1994-1, №2118-1, №943-1, №2270 ) . На основании данного закона и определяются основные необходимые положения по налогу на добавленную стоимость.

Субъекты , объекты и величины облагаемого оборота НДС

Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках) . Плательщиками НДС на основании статьи 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

    организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности , имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия , хозяйственные товарищества и общества , учреждения , другие виды организаций ), осуществляющие производственную и

Источники


  1. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  5. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
Налог на добавленную стоимость и его особенности в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here