Формы государственного строя что такое республика — определение

Самое важнее по теме: "Формы государственного строя что такое республика — определение" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Республика

Республика, являясь древней формой общественной организации, в настоящее время наиболее распространена и востребована в мире как способ государственного устройства, регулируемого большинством его граждан.

Согласно республиканским принципам правления, граждане государства реализуют свои политические права и свободы, регулярно избирая своих представителей (депутатов, президента) в высшие органы власти и тем самым контролируя их состав.

Таким образом, в государстве-республике полномочия верховных властей (парламента и президента) должны основываться на народном доверии. Народ определяет, кому занимать место в представляющей его интересы структуре государственной власти.

Определение республики и противоположное ей понятие

Республика – это форма управления государством, в основе которой лежит избирательный принцип. Высшая власть при республиканской форме правления, в противоположность монархической, осуществляется по воле народа или представляющего его учреждения (парламента).

* Монархия – это форма государственного правления, при которой пожизненное право на верховную власть передается по наследству одному лицу (монарху).

История происхождения республики

Республика появилась во времена античности как противопоставление монархии. Она открывала новый способ государственного устройства – на демократических началах. Полноправные граждане полиса получали возможность управлять древним городом-государством, принимая участие в собрании или совете.

Этимологически «республика» восходит к латинским res — дело и publicus — общественный, всенародный, что в сочетании переводится как «общественное, народное дело».

Признаки современной республики

Со времен античности мир развивался, и республика, не теряя своих ключевых демократических принципов, приобретала новые черты. Среди основных признаков республики выделяют:

  • Наличие главного лица (президента) или коллегиального органа (парламента), представляющего государство и несущего функции законодательной иили исполнительной власти.
  • Избираемость главы государства и верховных органов власти на определенный срок.
  • Подчинение главы государства Конституции.
  • Взаимная ответственность личности и государства перед законом.
  • Принцип разделения властей на три ветви (в большинстве республик).

Разновидности республики

Республики в зависимости от того, кто имеет больше полномочий в управлении государством, президент или парламент, а также от механизма реализации власти разделяют на:

президентские, в которых парламент подчиняется президенту, формирующему правительство и управляющему им;

парламентские, в которых парламент назначает президента, созывает правительство и контролирует его;

смешанные, в которых президентская и парламентская власти уравновешены или ведут борьбу между собой: правительство формируется ими совместно и несет ответственность перед обоими; при этом, кому принадлежит реальная власть, возглавляющему парламент премьер-министру или президенту, зависит от количества полученных ими голосов.

С точки зрения государственного устройства и территориальной целостности республики бывают:

Унитарные — территориально единые государства, как, например, Италия, Франция, Япония, Польша.

Федеративные — состоящие из частей (субъектов федерации), которые разделяют властные полномочия с управляющим центром (президентом и/или парламентом). К таким республикам относятся: Россия, США, Германия.

Союзные

— входящие в состав больших государственных объединений с республиканской или монархической формой правления (СССР, Исламская республика).

[2]

Республики в современном мире

Парламентские республики появились первыми вследствие буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции и распространились по всей современной Европе и миру. На сегодняшний день парламентскими республиками являются: Австрия, Греция, Ирландия, Индия, Португалия, ФРГ. Все эти страны представляет премьер-министр, который возглавляет правительство и парламентское большинство.

Первой президентской республикой считается США, в ней президент противопоставил себя парламенту, что стало эффективным способом управления конфедерацией. Сейчас президентскими республиками являются: Россия, Мексика, Аргентина, Бразилия и др.

В современном мире существуют также:

  • суперпрезидентские республики, с единой властью в лице президента, поддерживаемого армией (Сирия, страны Латинской Америки);
  • милитарно-президентские республики, возглавляемые революционным военным советом;
  • президентско-монократические республики, с неограниченным сроком правления президента (Ирак, Тунис, Гвинея).

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Государства весьма существенно отличаются друг от друга особенностями своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Оно означает совокупность признаков государства, включающих форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Остановимся на характеристике первых двух признаков. Форма правления — это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, где власть передается по наследству и где монарх формирует высшие органы власти. Монархия существовала в различных странах в течение веков и сегодня она имеет место примерно в трети стран мира. Монархии бывают абсолютные и конституционные. В абсолютных монархиях управление осуществляется монархом, в руках которого концентрируется вся полнота власти. Такие монархии сегодня крайне редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. В конституционных власть монарха ограничена конституцией и законами. Существуют также парламентские монархии, где власть реально принадлежит не главе государства в лице монарха, а главе правительства, который избирается парламентом. Монарх осуществляет в основном представительские функции. В реальности парламентарные, конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республика

– это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики бывают парламентские и президентские. Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Ее формальной отличительной чертой является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика строится теоретически по принципу жесткого разделения властей. Независимость исполнительной и законодательной власти усиливает избрание президента и парламента на отдельных выборах. К тому же члены правительства не могут быть одновременно депутатами парламента.

Читайте так же:  Жилищные проблемы при разводе как происходит раздел квартиры

Такая форма правления предполагает, что парламент не имеет права распускать правительство или смещать президента, а президент не может распустить парламент и назначить новые выборы. Но в исключительных случаях (нарушение Конституции, совершение преступления) парламент может возбудить дело об импичменте президента.

В президентской системе парламентское большинство и правительство могут принадлежать к различным политически партиям, но президентская республика полностью исключает многопартийность в исполнительной власти.

Типичным примером президентской республики являются США. Она характерная также для таких стран Латинской Америки, как Бразилия, Колумбия, Мексика, Боливия, Панама и др.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентской республики является наличие должности премьер-министра, котором принадлежит реальная власть. Премьер-министр может с согласия правительства распустить парламент и назначить новые выборы.

Правительство здесь формируется только парламентским путем из партий, располагающих большинством в нижней палате. Участие главы государства — президента – в формировании правительства носит чисто номинальный характер, так как он имеет чисто представительские функции. Правительство может исполнять свои обязанности в течение предусмотренного конституцией срока лишь до тех пор, пока это устраивает парламент в политическом отношении. Здесь возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента. Парламентская республика допускает многопартийность как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти.

В настоящее время парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Индии, Израиле, Турции и т.д.

Существует также смешанная или полупрезидентская форма правления. Классический пример такой модели – Франция. Здесь в структуре исполнительных органов власти наряду с президентом имеется должность премьер-министра. Президент избирается всеобщим голосованием, является главой государства и главой правительства, обладая правом назначать премьер-министра и утверждать министров по предложению последнего с учетом парламентского большинства. Правительство ответственно по конституции перед парламентом, но президент имеет право роспуска нижней палаты парламента.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства, раскрывающая соотношение центра и мест, отдельных частей государства между собой и центром. В этом отношении выделяют унитарные государства, федеративные и конфедерации.

Унитарные государства отличаются единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Они характеризуются централизованным руководством административно-государственными единицами и отсутствием обособленных государственных образований. В рамках унитарных государств возможна широкая национальная или территориальная автономия. Как правило, ими являются мононациональные государства (Китай, Испания, Франция, ЮАР, Румыния и др.

Федерация – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (республик, штатов, кантонов, провинций, земель) и обладающих определенной самостоятельностью, так как имеют свою конституцию, правительство, административно-территориальное деление, законодательство.

Основными признаками федерации являются: единый контроль со стороны федеральных органов власти над всеми территориями, входящими в федерацию, и отсутствие у ее субъектов права выхода из федерации; исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики; возможность изменения конституции страны только с согласия членов федерации; отсутствие у федерального правительства права на одностороннее изменение границ субъектов федерации; наличие двухпалатного парламента федерации с равным представительством каждого из субъектов федерации хотя бы в одной из палат; наличие двойной системы: судебной, правовой, гражданства.

Конфедерация

– межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему органов и законодательства, обладают правом санкционирования и нуллификации, т.е. отмены актов союзных органов, имеют самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию. Если федерация закрепляется как государственное объединение конституций, то конфедерация — только договором. Поэтому в конфедерации нет единой территории. Здесь есть территория каждого отдельного государства, вступившего в нее. Подобные образования, как показывает история, носят временный характер, являются промежуточным этапом к более тесному федеративному союзу или распадаются.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Форма правления. Республика: понятие, признаки, виды

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношение друг с другом. На неё оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего – правовой), традиции страны, зарубежный опыт и т. д. Социальные причины, как правило, выдвигаются чаще всего в периоды революционных событий. Повышение роли парламента в ряде стран привело к возникновению парламентарной республики.

Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление. Внутренняя классификация (по полномочиям президента) – парламентарные и президентские республики. Также выделяются различные смешанные формы: дуалистическая монархия – смесь абсолютной и конституционной; смешанные – полупрезидентская, полупарламентская республики – определяются различным объемом полномочий президента и парламента; также возможно смешение монархии и республики в суперпрезидентских государствах с пожизненным президенством (некоторые африканские государства – Нигерия и др.) и в выборных монархиях (некоторые исламские государства Востока – ОАЭ и др).

Республика— (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

[1]

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Читайте так же:  Заявление инвалида для получения льгот по налогам

— существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

— имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика –это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов — государственных и общественных — при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика —это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

В 20. Основные формы государственного правления: монархия и республика и их разновидности. Типы государственного устройства

Видео (кликните для воспроизведения).

Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим.

Форма государственного устройства

– способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

1. Унитарное государство.

Характеризуется высокой степенью централизации политической власти (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:

— единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

— единая система высших органов государственной власти;

— централизованная судебная и правовая система;

— территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация

– союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Специфические черты субъектов федерации:

— наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

— субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

— между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

Читайте так же:  Что делать, если не платят зарплату

— субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты.

Конфедерация

представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей.

Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776 – 1787) гг., Швейцария (1815 – 1848) гг., Германский союз (1815 – 1867) гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе, Содружестве Независимых Государств (СНГ), сформированном после распада СССР в составе 12 государств.

Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия –

форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия

– характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Спецификаконституционной монархии состоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.

Придуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).

Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).

Республика

представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную (полупрезидентскую).

Парламентская республика. Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих боль­шинством в парламенте.

Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение деятельности правительства и его главы. Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он — первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет. Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функция­ми, политический вес невелик. (Италия, Германия, Ирландия, Турция)

Президентская республика.Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним. Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен. Правительство осуществляет исполнительную власть. Пар­ламент может ограничивать действия президента с помощью издания за­конов и через утверждение бюджета. Не имеет права выразить свое неодобрение деятельности правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основывают­ся на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков. Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он ру­ководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обла­дает правом отлагательного вето на решения парламента. (США)

Государственный строй России. Общественный и государственный строй

Государственный строй – это территориальное и административное устройство страны, а также характеристика правления. Есть две основные формы: монархия и республика. Но что они конкретно собой представляют?

Республика: краткая характеристика

Государственный строй — это система экономических, социальных, правовых и политических отношений, которые закреплены и установлены конституционным правом и его нормами. Наиболее широко распространенной формой правления является республика (более семидесяти процентов всех государств мира). Это форма правления, при которой парламенту (то есть выборному органу) принадлежит вся законодательная власть на самом высшем уровне. А исполнительной властью занимается правительство. Государственный строй республика может широко варьироваться. Например, есть страны с сильным социалистическим уклоном (Китай) или с буржуазным (Франция). Глава государства с таким строем выбирается населением или же избирательной коллегией, специально организованной. Государственный строй России – также республика. Однако почти всю свою историю Российская Федерация была монархией. Что это за строй?

Монархия: краткая характеристика

Государственный строй с монархической формой правления менее распространен, чем республика. При монархии вся верховная власть в стране принадлежит одному человеку — монарху. Это может быть император, эмир, султан, король, князь, шах. Власть в таких государствах передается строго по наследству. Есть монархия конституционная и есть абсолютная.

Абсолютная монархия

Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.

Конституционная монархия

Государственный строй стран с подобной формой правления более распространен, чем предыдущий. При конституционной монархии правитель ограничен конституцией, и ему (а также правительству) принадлежит исполнительная власть. Законодательным органом выступает парламент. Именно поэтому часто говорят, что в данном случае монарх «не правит, но царствует». Зачастую страны с таким государственным устройством сохраняют династию королей в качестве символа и традиции, уважения к прошлому и консервативности. К конституционным монархиям относят Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Норвегию, Японию, Марокко и другие. Британию можно назвать наиболее старой страной с такой формой правления. Король (на сегодняшний день королева – Елизавета Вторая) номинально является главой государства и возглавляет Британское Содружество. В пятнадцати странах этого Содружества королева именуется формальной главой страны, а ее интересы и власть представляют генерал-губернаторы. Это относится к Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

Читайте так же:  Прописка для новорожденного какие документы нужны для этого

Империи и теократии

Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.

Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.

Унитарное государство

При унитарной форме государственного и территориального деления (устройства) на территории государства нет никаких образований с самоуправлением. Слово «unitas» с латыни переводится как «единство». В государстве с такой формой устройства есть одна единственная конституция (основной закон), единая для всех система органов власти. Административные органы выполняют функции исполнительной власти. А парламент занимается формированием законодательной, правовой и нормативной базы. Подавляющее большинство стран мира – унитарные государства. Например, можно назвать Францию, Японию, Венгрию, Италию, Ирландию, Нидерланды, Португалию, Китай, Монголию, Индонезию, Турцию, Сирию, Алжир, Украину и многие другие.

[3]

Федеративное государство

Термин происходит от латинского слова «foederatio», что в переводе на русский язык означает «союз». Что характерно, государственный строй России в плане ее территориально-государственного устройства – федерация. В таких странах наряду с едиными органами власти и общим законом существуют также и отдельные территориально-административные единицы, которые обладают некоторой политической и экономической самостоятельностью, но при этом входят в состав одного «союзного» государства. Как правило, такие федеративные образования (штаты, республики, провинции, земли и так далее) имеют собственные исполнительные, законодательные, судебно-процессуальные органы власти, а более того, и свою конституцию (написанную на основе общей). Такой государственный строй существует у Российской Федерации, Индии, Бельгии – тут подобное устройство связано с этническими и языковыми различиями. В Соединенных Штатах Америки и Германии такое деление обусловлено историческими особенностями и географической спецификой. Крайне редко также встречается конфедерация как форма территориального и государственного устройства. Как правило, ее временно формируют для достижения военных внешнеполитических целей.

Российская Федерация

Государственный строй России – республика, суверенная демократия с федеративной формой государственного устройства (это закреплено в Конституции от 12.12.1993). Россия состоит из двадцать одной республики, шести краев, десяти автономных округов, одной области автономии, сорока девяти областей. В Федеративном договоре предусмотрено разграничение полномочий и обязанностей между субъектами РФ. В ведении органов федеральной власти находятся функции изменения и принятия Конституции, защита свобод и прав человека, определение федеральной политики в разных областях (социальной, экономической, культурной, национальной и так далее), энергетика, транспорт, оборона и защита границ, безопасность. Субъекты Федерации решают такой круг вопросов, как распоряжение своими природными богатствами, собственная экономика, правовое внутреннее регулирование.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Найдено 7 определений термина ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

в науке конституционного права способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Различаются две Ф. г. у.: федерация и унитарное государство (см. Унитаризм). Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется понятие «форма национально-государственного устройства».

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают две основные Ф.г.у. – унитарное государство (простое, единое) и федеративное государство (сложное, союзное).

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

территориально- политическое устройство) — один из элементов более широкого понятия «фюрма государства». Характеризует соотношение государства в целом с его составными частями. Традиционно по форме территориально- политического устройства различаются унитарные государства и федеративные государства. В конце 20 в. появилась новая, промежуточная форма — регионалистское (региональное) государство. Подавляющее большинство государств в мире являются унитарными. Они разделены на административно- территориальные единицы, в некоторых унитарных государствах есть автономные образования. В унитарном государстве существует один законодательный орган, одно правительство (местные правительства могут быть в некоторых политических автономиях), единая судебная система. Федеративное государство (их — 4) состоит из государств или государственных образований; у них есть местные законодательные органы, правительства, иногда — свои суды, часто — свои конституции и свое гражданство. Регионалистское государство (их — 4) сочетает некоторые черты унитаризма и федерализма: вся территория такого государства состоит из автономных единиц, между федерацией и ими конституцией или иным актом иногда проведено размежевание полномочий, автономии имеют право издавать законы по местным вопросам. В.Е. Чиркин

Читайте так же:  Как правильно самостоятельно составить схему дтп

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или территориальные образования (субъекты федерации). Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Существуют две основные разновидности Ф.г.у. Наиболее простая из них — унитарное государство, т.е. единое образование, которое делится лишь на административно-территориальные единицы. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Большинство стран мира — унитарные государства. Это — Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложная Ф.г.у. — федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований — членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов власти и управления, на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные органы. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими Ф.г.у., является конфедерация.

Форма государственного устройства

это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы:

1) унитарную — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

В зависимости от принципа формирования субъектов федерации бывают: административно-территориальными (США, Германия, Мексика, Австрия); национально — государственными (Бельгия, Эфиопия); смешанными (Россия). По юридической основе выделяют федерации: договорные (на основе договора, при этом у субъектов сохраняется максимум полномочий); конституционные (на основе конституции, полномочия «даруются» Центром). По равенству статусов субъектов федерации классифицируются на симметричные (у всех субъектов статус одинаков, что не учитывает экономических, исторических и тому подобных особенностей регионов); асимметричные (у субъектов разный статус, что помогает избежать конфликтов, сохранить особую среду обитания малых народов, природные богатства, однако представляет собой своеобразный стимул их борьбы за привилегии, угрозу целостности федерации).

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в1 целом и отдельных его частей.

Существуют две основные разновидности Ф. г. у. Наиболее простая из них — унитарное государство. Это — единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Чехия и др.

Более сложной Ф. г. у. является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований — членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления на территории каждого субъекта федерации действуют собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Члены (субъекты) федерации также имеют свои судебные и иные органы, принимают собственные конституцию и законы.

Менее распространенной Ф. г. у. является конфедерация. Она представляет собой объединение, или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации — создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные (экономические, политические, военные и др.) цели.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве независимых государств (СНГ). (М. М.)

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  2. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
Формы государственного строя что такое республика — определение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here