Единый сельскохозяйственный налог и особенности его применения

Самое важнее по теме: "Единый сельскохозяйственный налог и особенности его применения" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — это специальный налоговый режим для предприятий, занятых в аграрной и рыболовной сферах. Об особенностях «сельскохозяйственной» системы налогообложения читайте в нашей статье.

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

[3]

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ[email protected]

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

Налоговая отчетность

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах».

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Читайте так же:  Обжалование решения суда образец апелляционной жалобы по гражданскому делу

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Уплата единого налога

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

О том, почему разовая уплата может быть невыгодна плательщикам ЕНВД, читайте в статье «Разовая уплата фиксированного платежа может быть невыгодна для ЕНВД».

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Единый сельскохозяйственный налог. (ЕСХН). Система налогообложения для сельхозпроизводителей

Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.

Общие сведения

Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:

  1. НДФЛ.
  2. Налога с продаж.
  3. Транспортного сбора (в отношении ТС, эксплуатируемых при осуществлении деятельности, связанной с предпринимательством).
  4. ЕСН.
  5. Налога на имущество физлиц (в отношении объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).

Для юридических лиц он заменяет:

  1. НДС (кроме НДС, который подлежит уплате при ввозе продукции на российскую таможенную территорию).
  2. ЕСН.
  3. Отчислений с имущества организации.
  4. Налог на прибыль.

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:

  1. Они должны выпускать с/х продукцию или выращивать рыбу, осуществлять промышленную и первичную их переработку, а также реализацию.
  2. В общей прибыли от продажи таких предпринимателей или организаций доля дохода от сбыта произведенных с/х продуктов или рыбы должна составлять не меньше 70%.

Специфика использования

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

Потребительские кооперативы

Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.

Важный момент

Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.

Читайте так же:  Какие существуют льготы по налогу на имущество для пенсионеров

Признание доходов

Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.

На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.

В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:

  1. Судебные и арбитражные споры.
  2. Повышение квалификации персонала.
  3. Информационно-консультативные услуги.
  4. Питание работников, привлеченных к с/х деятельности.

Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.

Особенные правила

Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога — 6%.

Сроки сдачи

Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели — до 30 апреля следующего года.

В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:

  1. Изготовление, сооружение, приобретение ОС, их достройку, реконструкцию, дооборудование, техническое перевооружение и модернизацию.
  2. Получение НМА или создание их самим субъектом.
  3. Ремонт ОС, арендованных в том числе.
  4. Зарплату, пособия по временной нетрудоспособности, согласно законодательству РФ.
  5. Обязательное страхование, включающие взносы по всем его видам.
  6. Арендованные, лизинговые в том числе, платежи за имущество.
  7. Добровольное страхование, включающее взносы по страхованию грузов и транспорта.
  8. На командировки.

Уменьшение также осуществляется на суммы:

  1. НДС по приобретенной и оплаченной продукции, затраты на которые подлежат включению в расходы в соответствии с положениями Кодекса.
  2. Процентов, которые выплачиваются за предоставление займов, кредитов.
  3. Связанные с перечислениями за оказываемые услуги финансовыми организациями, в том числе касающиеся продажи инвалюты при взыскании пеней, сбора, штрафа.
  4. Таможенных платежей, предусмотренных при ввозе продукции на таможенную территорию страны и не подлежащие возврату.

Особенности учета

Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.

Читайте так же:  Что является местом открытия наследства

Специфика перечисления

Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.

Особенности изменения режима

Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок — с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.

Ограничения

Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.

Дополнительно

Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог целесообразен и экономически выгоден для налогообложения производителей сельскохозяйственных товаров. Такая система установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 26.1.). Отечественные сельхозпроизводители имеют право (но не обязаны) следовать данному режиму.

Что такое единый сельхозналог

Единый сельскохозяйственный налог – это льготная система налогообложения, которую разработали и ввели специально для производителей сельхозтоваров. Налогами облагается продукция:

  • Растениеводства.
  • Животноводства.
  • Сельского и лесного хозяйства.
  • Полученная при разведении рыбы и других водных биоресурсов.

Справка. Сельхозпродукция определяется общим классификатором, утверждённым постановлением Правительства от 25.06.2006 № 458.

Особенность ЕСХН состоит в том, что он заменяет собой налоги общей системы. В связи с сельхозналогами не требуется оплачивать:

  • Налог на добавленную стоимость (экспорт составляет исключение).
  • Налог на прибыль (для организаций).
  • НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей).
  • Налог на имущество организаций.

Внимание! Сельхозпроизводители обязаны отчислять деньги во внебюджетные фонды. Для них иногда устанавливают сниженные ставки.

Как применяется ЕСХН

Кто является налогоплательщиками

Пользоваться льготной системой налогообложения вправе индивидуальные предприниматели и фирмы, чья доля от продажи сельскохозяйственных товаров составляет больше 70% от общей суммы дохода.

Важно! С 1 января 2017 года под единый с/х налог подпадают ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в сфере животноводства и растениеводства.

Согласно ОКВЭД, данные услуги относят к вспомогательной сельхоздеятельности в области производства культур и обработки продукции после уборки. А именно:

  • Посев сельскохозяйственных растений.
  • Обрезка деревьев.
  • Уборка урожая и т.п.

Единый СХН целесообразен для рыбных хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся выловом водных биоресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внимание! Организации, деятельность которых состоит в первичной и последующей обработки сельхозпродукции, но не производящие её, не смогут пользоваться системой ЕСХН.

Условия применения сельхозналога

Единый сельскохозяйственный налог используется, когда доход от с/х деятельности составляет не меньше 70%:

  • У индивидуальных предпринимателей и рыбных хозяйств. Число сотрудников организации должно быть не более 300 человек (регламентировано Налоговым кодексом РФ ст. ст.346.2 п. 2.1).
  • У обществ с ограниченной ответственностью и предпринимателей, оказывающих услуги производителям сельскохозяйственных товаров в сфере растениеводства и животноводства.

Внимание! Если субъект, ведущий с/х, стал пользоваться ЕСХН, но не поставил в известность налоговую службу, считается, что он не перешёл на данную систему налогообложения.

Как рассчитывается единый сельхозналог

Налоговая база формируется из доходов, уменьшенных на сумму совершённых расходов. Для расчёта применяют ставку в 6%.

Важно! Исключениями являются Севастополь и республика Крым. Регионы вправе сами определять ставку по налогам. Она не должна быть больше, чем установлено Налоговым кодексом РФ.

Формула: Налог ЕСХН = 6% (ставка) умноженная на доходы минус расходы (налоговая база).

Перечень затрат, согласно НК РФ закрытый, и содержит более 4 десятков статей. Налоговая база может быть снижена на сумму убытков, полученных в предыдущих годах. Если превышение расходов над доходами наблюдалось не один год, их переносят в ту очерёдность, в которой имели место.

Для определения доходов и расходов обязательно вести бухгалтерский учёт. Это касается и индивидуальных предпринимателей. Показатели сельхоздеятельности исчисляются нарастающим итогом на протяжении года. Налоговый период равняется одному году. Отчётный составляет полгода.

Процедура перехода на единый сельскохозяйственный налог

Если предстоит регистрация фирмы или индивидуальной предпринимательской деятельности, уведомление в налоговую инспекцию направляют вместе с документацией на постановку на учёт. Можно уведомить и после регистрации в срок не более 30 календарных дней.

Важно! Если субъект не поставит налоговый орган в известность о переходе на ЕСХН в положенный законом срок, автоматически осуществится перевод на основной режим обложения налогами.

Совершение перехода на единый сельхозналог допускается раз в год. Для перевода заполняется уведомление в 2-х экземплярах и направляется в Федеральную налоговую службу ИП по месту жительства, а организациями по месту нахождения.

Действующие индивидуальные предприниматели и организации смогут перейти на единый с/х налог лишь с 1 января будущего года. Обратиться с уведомлением нужно до 31 декабря текущего года.

Читайте так же:  В чем сходства и отличия федеральных и региональных налогов в рф

Оплата и отчётность ЕСХН

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать годовую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу. Документ можно направить в Федеральную налоговую службу несколькими способами:

  • В личном порядке.
  • Через представителя.
  • По электронной почте.

Внимание! Декларацию по ЕСХН подают раз в год не позднее 31 марта периода, идущего за отчётным.

Когда деятельность по льготному налоговому режиму прекращается, отчётность представляют до 25 числа месяца, следующего за месяцем окончания сельхоздеятельности. ИП для подтверждения прибыли заполняют специальную книгу доходов и расходов. Её прошивают и пронумеровывают.

  • Записи располагать последовательно друг за другом.
  • Данные заносить на основании действительных документов.
  • Исправления подтверждать подписью ИП или печатью организации.

Книгу можно вести вручную или в электронном виде. Бухгалтерская отчётность организации по единому сельхозналогу состоит из баланса и отчёта о прибыли и убытках.

Оплата

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации вводит термины «отчётный период (полугодие)» и «налоговый период (год)», уплачивать единый сельхозналог необходимо дважды в год:

  • Авансом в течение 25 календарных дней со дня окончания полугодия (отчётного периода).
  • По годовым итогам не позднее 31 марта, следующего за прошедшим налоговым периодом, принимая во внимание совершённый авансовый платёж.

Можно осуществить оплату налога, оформив платёжное поручение или посредством банк-клиент.

Таким образом, режим единого сельскохозяйственного налога подразумевает упрощённую процедуру представления отчётности и уплаты. Льготная система налогообложения распространяется на ИП и организации, деятельность которых состоит в производстве и реализации сельхозпродукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Правовое регулирование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) осуществляется главой 26.1 Налогового кодекса РФ.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) сельскохозяйственными товаропроизводителями осуществляется добровольно.

Организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Прочие налоги и сборы уплачиваются в общем порядке.

Элемент Характеристика
Общая характеристика Региональный специальный налоговый режим
Налогоплательщик Перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога сельхозпроизводители: организации и индивидуальные предприниматели
Объект налогообложения Доходы, уменьшенные на величину расходов
Налоговая база Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов
Налоговый период Календарный год
Налоговая ставка 6%
Порядок исчисления
Порядок и сроки уплаты

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализацию, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям также относятся рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели со средней численностью работников не более 300 человек.

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам работы за предшествующий календарный год доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем доходе от реализации.

Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) бюджетные учреждения.

Заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего года подается в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря года. Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде, подав заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

Если в течение текущего года доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции у налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, составит менее 70%, то они обязаны перейти на общий режим налогообложения и произвести перерасчет налоговых обязательств.

Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на другой режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на другой режим налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доходы подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Полный перечень расходов для единого сельскохозяйственного налога содержится в статье 346.5 Налогового кодекса. Это расходы на приобретение основных средств, нематериальных активов, арендные платежи, материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на обязательное и добровольное страхование (включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) и другие расходы, связанные с получением доходов.

Признание доходов и расходов осуществляется по кассовому методу:

— датой получения доходов признается день поступления оплаты в счет погашения задолженности за отгруженную продукцию;

— расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, обязаны вести бухгалтерский учет и на его основании определять налоговую базу. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов РФ.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из рыночных цен. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых уплачивался единый сельскохозяйственный налог. Перенос убытка на будущие налоговые периоды может производиться в течение 10 лет, следующих за годом получения убытка.

Читайте так же:  Как вернуть товар при отсутствии кассового или товарного чека

Налоговым периодом является календарный год. Отчетным периодом является полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по нему производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее срока для подачи налоговой декларации за налоговый период.

Налоговая декларация по итогам налогового периода должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня его окончания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

68. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. ЕСХН является специальным налоговым режимом и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общим режимом налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно и предусматривает:

1) для организаций — замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование) уплатой ЕСХН;

2) для индивидуальных предпринимателей — замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование) уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, в общем порядке уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Учет доходов и расходов при ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет для целей исчисления ЕСХН у организаций ведется на основании данных бухгалтерского учета. У ИП — в книге доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка 6%.

[1]

69. Упрощенная система налогообложения. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

Упрощённая система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Налогоплатильщиками признаются Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО. Переход на УСНО осуществляется в добровольном порядке, возврат (переход) на иные режимы налогообложения может быть как добровольным, так и обязательным.

Уплата налогов и сборов Организации освобождаются от уплаты: 1) Налога на прибыль (за исключением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств). 2)Налога на имущество организаций 3)НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты: 1)НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%).2) Налога на имущество физических лиц 3) НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают: 1)единый налог, взимаемый при применении УСНО. 2) в общем порядке иные налоги в соответствии с законодательством.

Объекты налогообложения. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.

В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. 1) Порядок определения доходов и расходов. 2) Порядок признания доходов и расходов

Налоговая база: Денежное выражение доходов Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговые ставки: 6% (от доходов) и 15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов). Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Источники


  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

  2. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  3. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Единый сельскохозяйственный налог и особенности его применения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here