Договор водопользования

Самое важнее по теме: "Договор водопользования" с комментариями специалиста. На странице собрана и агрегирована информация по теме и предоставлена в удобном виде. В случае возникновения каких-либо вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Поэтапный алгоритм предоставления права на заключение договора водопользования акваторией водного объекта

1. Поступление в отдел водных ресурсов заявления и обосновывающих документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта. Основание: п.п. 5,7, 10 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.

2. Рассмотрение заявления с обосновывающими материалами в отделе водных ресурсов, оценка их полноты и достоверности, проверка расчётов параметров водопользования, согласование условий использования водного объекта, оценка возможности использования данной акватории для заявленных целей.
А. При отрицательном заключении – возврат заявления и материалов заявителю с разъяснением причин отказа.
Б. При положительном заключении – направление заявления и прилагаемых материалов и проекта договора водопользования в Двинско-Печорское БВУ.
Срок – не более 30 дней с даты поступления заявления.
Основание: п.22 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.

3. Проверка поступивших документов в отделе регулирования водопользования Двинско-Печорского БВУ.
А. При несогласии – возврат документов заявителю с разъяснением причин.
Б. При согласии – принятие решения об объявлении приёма заявлений от других претендентов на использование данной акватории водного объекта для заявленных целей. Публикация объявления в ОПИ и размещение на официальном сайте.
Срок – не более 60 дней с даты поступления заявления в отдел водных ресурсов (П. 1).
Основание: п. 22 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.
Примечание: В случае, если отдел водных ресурсов не уложился в срок, указанный в п.2, возможно его продление, но при этом в рамках общего 60-дневного срока соответственно сокращается срок проверки, предусмотренный п.3 для отдела регулирования водопользования.

4. Приём заявлений от претендентов на пользование акваторией водного объекта для указанных целей.
Срок – 30 дней с даты публикации сообщения в ОПИ и размещения его на официальном сайте.
Основание: п.23 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.

5.
А. Если заявления от других претендентов не поступили – заключение договора водопользования акваторией водного объекта с лицом, подавшим единственное заявление. Договор готовит и заключает отдел водных ресурсов.
Срок – 5 дней с даты окончания приёма заявлений.
После заключения договора водопользования – регистрация его в установленном порядке в ГВР.
Срок – 10 рабочих дней со дня подписания договора обеими сторонами.
Основание: п.23 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165.
Б. Если поступили заявления от других претендентов – принятие решения о подготовке процедуры проведения аукциона, сообщение заявителям о подготовке к проведению аукциона, разработка и публикация (размещение на сайте) документации об аукционе с проектом договора водопользования.
Срок – 15 дней с даты окончания срока приёма заявлений.
Основания: п.23 постановления Пр-ва РФ от 12.03.08 № 165, п.7 Правил подготовки и заключения договора водопользования (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

6. Приём заявок на участие в аукционе (подаются в Управление).
Срок приёма документов – не менее 60 дней с даты публикации в ОПИ и размещения на сайте извещения о проведении аукциона.
Основание: п/п. «б» п.8 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

7. Если поступили заявки на участие в аукционе от одного или нескольких лиц – рассмотрение аукционной комиссией заявок на соответствие требованиям документации об аукционе.
Срок – не более 5 дней с даты окончания срока подачи заявок.
Основание: п.36 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

8. Уведомление организатором аукциона заявителей о результатах рассмотрения их заявок.
Срок – не позднее дня, следующего за днём подписания протокола рассмотрения заявок.
Основание: п. 42 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07. № 230).

9. Если две и более заявок признаны соответствующими и подавшие их лица признаны комиссией участниками аукциона – проведение процедуры аукциона.
Срок – согласно дате, указанной в извещении о проведении аукциона и ИКА.
Основание: п. 42 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

10. Размещение организатором аукциона на официальном сайте и публикация в ОПИ информации о результатах аукциона.
Срок – 2 дня с даты завершения аукциона — размещение на сайте.
10 дней с даты завершения аукциона – публикация в ОПИ.
Основание: п. 50 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

11. Направление организатором аукциона протокола аукциона и проекта договора водопользования победителю аукциона для подписания и уплаты стоимости права на заключение договора (предмета торгов).
Срок – 3 рабочих дня с даты размещения на сайте протокола аукциона.
Основание: п.10 Правил подготовки и заключения договора водопользования (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

12. Подписание победителем аукциона договора водопользования и уплата стоимости права на его заключение, возвращение подписанного договора в Двинско-Печорское БВУ.
Срок – не более 10 рабочих дней с даты завершения аукциона (подписания протокола аукциона).
Основание: п. 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

13 Если в указанный в п.12 срок победитель аукциона не представил подписанный договор водопользования или не уплатил стоимость права на его заключение – направление предложения заключить договор водопользования участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение о цене права на заключение договора.
Срок – не оговаривается.

14. Регистрация подписанного сторонами договора водопользования в ГВР.
Срок – не более 10 рабочих дней с даты подписания договора обеими сторонами.
Основание: п. 18 Положения о ведении государственного водного реестра (постановление Пр-ва РФ от 28.04.07 № 253).

15. Возврат задатков, внесенных участниками аукциона, не выигравшими торги.
Срок – 5 рабочих дней с:
А. с даты подписания протокола аукциона – участникам аукциона, не ставшим победителями торгов;
Б. с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе – заявителям, не допущенным к участию в аукционе;
В. с даты отказа единственного участника аукциона от заключения договора водопользования – единственному участнику аукциона.
Основание: п. 53 Правил проведения аукциона (постановление Пр-ва РФ от 14.04.07 № 230).

Когда договор водопользования заключается в соответствии с законодательством: о порядке заключения

Договор водопользования необходим в том случае, если одна из сторон: осуществляет забор воды из водоема, берет в аренду берег водного объекта, арендует участок реки, озера или водохранилища, морскую акваторию.

Основные понятия и правила

Существует несколько задач, для выполнения которых в частное пользование могут предоставляться водные объекты, оформленные федеральной собственностью либо принадлежащие субъектам РФ. В число таких задач входят:

  1. Эксплуатация объектов на воде, во время которых не надо забирать сами ресурсы для создания энергии.
  2. Использование акватории на объектах в воде. Это иногда помогает решать рекреационные задачи.
  3. Необходимость забрать ресурсы с поверхности.

Договор заключается в соответствии с Постановлением Правительства №165 от 2008 года. В этом Постановлении указывается, что несколько органов могут выполнять задачу по подготовке договоров, их оформлению:

  • Орган местного самоуправления. Когда речь об объектах, принадлежащих муниципальным образованиям
  • Орган исполнительной власти на территории РФ
  • Федеральное агентство водных ресурсов либо его территориальное отделение
Читайте так же:  Порядок оформления соглашения об уплате алиментов и его образец

Как оформляется договор?

Объект на воде нельзя получить в личное пользование, если не составить заявление со специальной формой. В заявлении необходимо указать:

  • Информацию о составителе. Юридическим лицам важны также банковские данные, помимо других. Понадобятся сведения о документе, удостоверяющем личность, наименование в полной и сокращенной форме, обозначение формы организационно-правовой.
  • Цели, виды и сроки использования.

Кроме того, заявление требует применения ряда приложений. Их минимальный список состоит из:

Вода в промышленных целях

  1. Отображения сведений в форме графика. Дополнениями служит пояснительная записка, расположение соответствующих средств с объектами.
  2. Информации о том, возможно ли вести регулярно наблюдения за режимом использования водного объекта.
  3. Письменные сведения по мероприятиям, связанным с водохозяйством и действиям, которые направлены на охрану самих объектов, а также сохранение биологических ресурсов, среды обитания. Надо написать о том, какого размера средства помогают реализовать мероприятия, каковы их источники.
  4. Если необходимо – документ, который подтверждает, что лицо имеет соответствующие полномочия на выполнения определенных действий от лица заявителя.
  5. Документов учредителей в копиях, если заявление пишется юрлицом. Для физлиц достаточно лишь копии бумаги, удостоверяющей личность.

Что еще нужно для оформления?

Кроме тех материалов, о которых уже написано выше, нужны дополнительные, которые обычно имеют вид:

  • Данных по тому, какими техническими параметрами обладает объект. Важно написать, каким способом отбираются водные ресурсы, и применения средств, которые бы помешали попасть на территорию посторонним предметам. Не стоит забывать о производительности, разновидности сооружений по водозабору.
  • Документов с описанием аппаратуры по контролю и измерениям, учету с забираемыми ресурсами. Необходима информация о том, как ведутся регулярные наблюдения за ресурсами, как идет сам учет.
  • Обоснование, по которому забираются водные ресурсы, и расчета, и размера для оплаты за это действие.

[2]

Необходимо также написать о том, как именно планируется использовать ресурсы. И какие технические средства для этого применяются на практике. Есть и другие необходимые материалы. В них нужно писать о:

  1. Расчете количества создаваемой электроэнергии, платежного периода и размера платы, если водным объектом пользуются именно для того, чтобы произвести электрическую энергию.
  2. Аппаратуре для контроля и измерений, которая и ведет учет потребления электроэнергии. О наблюдениях в регулярном режиме за состоянием объекта и его содержимом.
  3. Параметрах сооружений гидротехники, их составе.
  4. Мощности объекта гидроэнергетики, которая установлена отдельно.

Нельзя требовать от предъявителя документов, которые в основных правилах не описываются. Рассмотрение заявления должно проводиться в срок, который не превышает 60 дней. Главное – чтобы все сведения полностью соответствовали действительности. Уполномоченный орган также отвечает за определение условий пользования тем или иным водным объектом.

Если в органе госвласти признали, что пользоваться объектом на воде можно – поставить подпись надо соответствующему лицу, которое наделено полномочиями. Далее документ направляют адресату, добавляя уведомление о факте вручения.

В каких ситуациях допустим отказ?

Причин для такого ответа не так много, как кажется на первый взгляд:

  • Действующее законодательство запрещает пользоваться водным объектом. Либо существуют серьезные ограничения.
  • Другое лицо уже наделено правом на то, чтобы пользоваться данной частью объекта.
  • Отказались от этого предложения вышестоящие федеральные органы власти.
  • Документы нарушают требования, указанные в общих Правилах.

После того, как стороны подписывают договор, обязательно проводится государственная регистрация. Только после нее считается, что соглашение заключено.

Проблемы, связанные с условиями договора

Предельный срок, на протяжении которого может действовать один такой документ, равен двадцати годам. Даже если соглашение оформляется на более продолжительное время, то считается, что срок тот же – двадцать лет.

Обязательным требованием становится использование графических материалов в качестве приложения к договору.

То же правило распространяется на записки с пояснениями. Главное – различать между собой охранные, санитарно-защитные зоны. Каждая территория, для которой введены особые условия эксплуатации, не обходится без оформления для объекта карты-плана по землеустройству. Потом сведения об объекте вносятся в Государственный водный реестр.

Законодательство не говорит, на кого именно возлагается обязанность по составлению документа и использования его в качестве приложения – на самих заявителей или же на представителей в ответственных органах. Допустимо лишь предположение о возможности использовать в качестве основы регламент административного права в сфере заключении соглашений по водопользованию. Если документы не возлагаются на заявителя, то вопрос решает уполномоченный орган.

Охранные зоны не относятся к виду прав человека на тот или иной участок земли. С другой стороны, установление данного режима может негативно сказаться на правах, принадлежащих третьим лицам. Здесь важно опираться на требования, которые присутствуют в Российском Законодательстве и отдельном Кодексе, составленным для этой сферы.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Договор водопользования

Пунктом 7 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации закреплен принцип равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты (моря, проливы, заливы, бухты, реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища, болота, родники и пр.);
  • подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты).

Право пользования поверхностными водными объектами приобретается физическими и юридическими лицами по основаниям, установленных статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации, право пользования подземными водными объектами — по основаниям установленным законодательством о недрах.

Согласно вышеуказанной статьи Водного кодекса предоставление поверхностных водных объектов в пользование с целью:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;

осуществляется на основании договора водопользования.

Подготовку и заключение договора водопользования осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципального образования) находится водный объект. К ним относятся Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.

Право пользования поверхностными водными объектами предоставляется уполномоченным органом на основании подготовленных физическими и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявления по утвержденной форме и комплекта документов, необходимого для предоставления государственной услуги.

Причинами отказа в предоставлении государственной услуги при рассмотрении документов в уполномоченном органе чаще всего служат:

  • оформление документов с нарушением требований законодательства Российской Федерации;
  • отказ федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в согласовании условий водопользования.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации не может составлять более чем двадцать лет, однако на практике, срок водопользования, определяемый органами, выдающими документ, составляет не более 5 лет.

Договор водопользования вступает в силу с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

За отсутствие заключенного договора водопользования, на основании которого возникает право пользования водным объектом или его частью, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

В соответствии со статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Читайте так же:  Зачет и возврат излишне уплаченного налога

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

См. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ пункт 5 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 9 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ часть 2 статьи 11 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ в пункт 7 части 3 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ в пункт 10 части 3 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

10) рыболовства, охоты;

Видео (кликните для воспроизведения).

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 15 части 3 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ часть 3 статьи 11 настоящего Кодекса дополнена пунктом 18

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ в пункт 19 части 3 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения

19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.

См. Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденный приказом Минприроды России от 22 мая 2014 г. N 225

См. Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный приказом Минприроды России от 21 января 2013 г. N 20

Комментарий к СТ 11 ВК РФ

Статья 11 ВК РФ. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

Читайте так же:  Как правильно взыскать и до скольки лет платятся алименты уплата содержания на несовершеннолетних, с

Комментарий к статье 11 ВК РФ:


1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья достаточно объемна и посвящена порядку, а точнее, основаниям предоставления водных объектов в пользование. Она выделяет виды водопользования, требующие обязательного заключения договора водопользования или принятия решения соответствующих органов власти, и случаи, когда объект может использоваться без специального на то решения или соглашения.

Статья содержит исчерпывающий перечень таких целей и видов деятельности. Она состоит из четырех частей. Первая и вторая содержат перечень случаев, когда водный объект предоставляется в пользование на основании договора водопользования и решения уполномоченного органа власти. Третья часть перечисляет виды водопользования, не требующие особого оформления. И наконец, четвертая часть является отсылочной нормой к статьям комментируемого Кодекса о полномочиях органов власти различных уровней (ст. ст. 24 — 27).

2. Цели и сфера применения, адресаты статьи. Комментируемая статья 11 ВК РФ направлена на то, чтобы четко установить различия в способах предоставления водных объектов в пользование и установить общие принципы такого предоставления. Следовательно, она предназначена для всех водопользователей.

Адресаты статьи — это любые физические и юридические лица, предполагающие приобретать или продлевать право водопользования, а также должностные лица органов, уполномоченных принимать решения о предоставлении водного объекта в пользование.

3. Основные понятия. В комментируемой статье понятийный аппарат сформирован применительно к вопросу о классификации целей предоставления водного объекта в пользование.

Комментируемый Водный кодекс РФ исключил понятия специального и общего водопользования, т.е. фактически главным критерием правомерности использования водного объекта становится его соответствие разрешенным Водным кодексом РФ случаям. И если ранее принципиальным моментом являлся способ водопользования (с применением сооружений, технических средств и устройств или без такого применения), то в действующем законе это уже не имеет значения. Из этого следует: порядок водопользования придется подробно прописывать в договорах водопользования, заключаемых с заинтересованными лицами, посредством установления вида пользования водным объектом.

3.1. Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Право забора приобретается на основании договора водопользования, заключаемого между собственником водного объекта и лицом, заинтересованном в приобретении права водопользования. Забор воды может производиться с разными целями и способами, порядок и правила осуществления этих действий регламентированы в первую очередь комментируемым Кодексом.

Пункт 10 части 2 комментируемой статьи исключает из общего правила предоставления права забора/изъятия водного ресурса из водного объекта, случаи забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ). При использовании водного объекта в этих целях требуется принятие решения уполномоченного органа власти.

3.2. Использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договора водопользования. Таковое разрешено пунктом 2 ч. 1 комментируемой статьи 11 ВК. Достаточно общая фраза «использование акватории водных объектов» подразумевает тем не менее такое использование акватории, которое нельзя отнести ни к одному из видов водопользования, перечисленных в частях 2 и 3 данной статьи, а этот список довольно обширен (о понятии акватории см. комментарий к ст. 1).

3.3. Использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Это третий случай использования водного объекта на основании только лишь заключенного договора водопользования. Фактически в данном пункте речь идет об эксплуатации гидроэнергетических сооружений. Единственное требование, которое законодатель предъявляет к такому виду использования водного объекта, — оно должно осуществляться с учетом интересов других водопользователей и с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов. При этом водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим работы и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подробнее см. комментарий к ст. 46).

3.4. Использование водных объектов для обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании решения уполномоченного органа власти (собственника водного объекта) водный объект предоставляется для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего отметим, что обеспечение обороны страны и безопасности государства является одной из причин, по которой могут быть ограничены гражданские права (ст. 1 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимаются система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Указанным Законом предусматривается, что организация обороны включает строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны и т.п., т.е. выделение водных объектов для указанных целей подразумевает осуществление разнообразной деятельности, объединенной поставленными задачами (о понятии безопасности см. п. 5 комментария к ст. 56).

3.5. Строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений. Водный объект также может выделяться только на основании решения. Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ причал — гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

3.6. Дноуглубительные работы, работы по углублению и расширению водоемов и водотоков осуществляются путем выемки грунта. Различают дноуглубительные работы: капитальные, выполняемые при сооружении гидротехнических объектов и для улучшения судоходных условий на водных путях, и эксплуатационные, производимые ежегодно с целью удаления наносов, нарушающих нормальную эксплуатацию гидротехнических сооружений и судоходных путей. Наибольший объем дноуглубительных работ приходится на внутренние водные пути (реки, водохранилища, каналы), где с их помощью увеличивают глубину и ширину судовых ходов. Дноуглубительные работы в морских и речных портах осуществляют с целью углубления и расширения их акваторий для подхода груженых судов к причалам.

На мелиоративных каналах и озерах дноуглубительные работы выполняются для очистки их от заиления. Дноуглубительные работы производятся также для углубления водопроводящих каналов к отдельным промышленным предприятиям и дна водозаборных сооружений, для прорытия подводных траншей, прокладки трубопроводов, кабелей и др. На участках со скальными грунтами они обычно выполняются с применением взрывных работ. Постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3 утверждены Единые правила безопасности при проведении взрывных работ .

3.7. Судоходство — в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта — это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

4. История развития нормы достаточно длительная и по мере развития экономики в Российской Федерации все время изменяющаяся.

Так, если Водным кодексом РСФСР 1972 г. предусматривалось предоставление водного объекта в пользование исключительно на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики или иного решения уполномоченного на то государственного органа, то принятый в 1995 году Водный кодекс РФ уже ввел возможность приобретения прав водопользования на основании соглашения с уполномоченным на это органом власти. Однако при этом Кодекс 1995 г. устанавливал главным основанием приобретения прав пользования водным объектом лицензию на водопользование, только «в соответствии» с которой и заключался договор водопользования (ст. 91).

Читайте так же:  Соглашение об отступном гк рф образец

Кодекс 2006 г. еще больше упростил процедуру приобретения прав водопользования и исключил порядок лицензирования водопользования в принципе, предусмотрев лишь два вида оснований регламентированного предоставления водного объекта в пользование. Кроме того, статья 54 ВК РФ 1995 г. вообще не указывала, для каких целей водные объекты могут предоставляться на основании решения органа власти, а для каких — на основании договора.

В настоящее время законодатель четко разграничил эти два правовых инструмента. Еще ранее исключенная из указанной статьи 54 часть предписывала, что если объект расположен на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то заключать договор водопользования следует с каждым из них на основании бассейнового соглашения. В действующем Кодексе заключение договора водопользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, является полномочием федерального органа власти.

5. Связь норм статьи с иными предписаниями. Пункты 3 — 6 части 3 разрешают некоторые виды водопользования путем забора (изъятия) воды без какого бы то ни было разрешения и регулирования. Сюда можно отнести:

1) забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

2) забор (изъятие) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Этому же посвящена статья 53 комментируемого Кодекса, которая допускает забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве;

3) забор (изъятие) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

4) забор (изъятие) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

5) забор (изъятие) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

Лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта определяются схемами комплексного использования и охраны водных объектов (см. комментарий к ст. 33). В связи с этим законодатель устанавливает обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использо

Статья 11 ВК РФ. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 11 ВК РФ

Согласно обновленному водному законодательству упрощается порядок предоставления водных объектов в пользование. Отныне получение ставшей привычной для водного хозяйства лицензии не требуется. Основанием для приобретения права пользования водным объектом в одних случаях является договор, в других — решение о предоставлении водного объекта в пользование. При этом в части третьей комментируемой статьи называется 17 видов пользования, для которых вообще не требуется ни принятия решений о предоставлении водных объектов пользование, ни заключения договоров о водопользовании. Приведенными положениями новый Водный кодекс РФ принципиально отличается от ВК РФ 1995 г.

[1]

В части первой комментируемой статьи предусматривается договорной порядок водопользования. При этом на основе договора водопользования предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований. К целям предоставления поверхностных водных объектов на основе договоров водопользования относятся забор водных ресурсов, использование акватории, а также производство электрической энергии.

Договор водопользования по общему правилу должен заключать собственник водного объекта через свои уполномоченные органы. Однако согласно статье 26 ВК РФ осуществление полномочий Российской Федерации в этой области может быть за редким исключением передано органам государственной власти субъектов Федерации.

В период действия ВК РФ 1995 г. на уровне субъектов Федерации утверждались типовые или примерные формы договоров пользования водными объектами. Это было вполне понятно, ибо кроме однолетнего перерыва (в 2005 г.) именно региональные государственные органы заключали договоры водопользования. В настоящее время данный материал важен как подспорье для разработки федеральных форм договоров водопользования, что особенно важно в условиях передачи федеральных полномочий субъектам Федерации. Ведь федеральные органы должны будут каким-либо образом упорядочить договорную практику субъектов. При этом не потеряют свою важность по отношению к водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации, соответствующие областные, краевые и республиканские типовые и примерные формы.

В части второй комментируемой статьи предусмотрен административный по своей природе порядок доступа к водному объекту. Решения о предоставлении водного объекта в пользование в известной мере занимают нишу отмененных лицензий. Разрешаемое таким образом водопользование чрезвычайно разнообразно по своему характеру: от обеспечения обороны страны и безопасности государства до организации детского отдыха. С другой стороны, при всем своем многообразии водопользование «по решению» практически во всех случаях велико по своей общественной значимости.

В соответствии с мнением некоторых авторов согласно ВК РФ 2006 г. водопользование на основании решений характеризуется применением по отношению к водному объекту какой-либо строения, сооружения, иной рукотворной структуры. Причем водопользователю вода сама по себе не нужна. Это утверждение совершенно справедливо, когда речь идет о размещении и строительстве гидротехнических сооружений и различных объектов транспорта (мостов, подводных и подземных переходов, причалов, судоремонтных и судоподъемных сооружений), подводных линейных объектов (трубопроводов, линий связи). Данное мнение также не лишено оснований, когда речь идет о разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых работ, воздействующих на дно и берега водных объектов (например, на русло реки или озерную котловину). Однако отчасти приведенное утверждение нуждается в поправке: судоходство не требует ни договора, ни решения.

Читайте так же:  Доверенность на регистрацию общедолевой собственности

Решение о предоставлении водного объекта в пользование также нужно получить для размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем). При принятии названных решений следует учитывать важный принцип водного законодательства — регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений. Как показывает советский опыт гидротехнического строительства, возведение на любой реке плотин и дамб окажет сильнейшее воздействие на весь ее водный режим, химические процессы, а также на обитающие в ней водные биоресурсы. В этих случаях не только замедляется течение реки, но и нарушаются механизмы самоочищения этого водотока, ухудшаются условия нереста и нагула ценных видов рыб. В настоящее время мировая практика гидротехнического строительства выработала различные методы минимизации экологического вреда: создание рыбоводных хозяйств, призванных зарыблять наполняемые водохранилища, устройство рыбопропускных сооружений. Поэтому требуется экологическая экспертиза, предполагающая заведомую экологическую вредность любого водохозяйственного проекта, как и любой иной планируемой хозяйственной деятельности.

Подъем затонувших судов требует не только административных разрешений, но и всевозможных поощрений. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу, включая суда разных видов и размеров. Многие водные объекты и близлежащие земельные участки превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины. Подобное засорение носит массовый характер; по причине ржавления металла и гниения древесины оно нередко влечет за собой значительное загрязнение водных объектов. В результате происходит устойчивое ухудшение качества вод — признак их истощения.

В части третьей комментируемой статьи содержится перечень целей водопользования, не требующих ни решения, ни договора: от судоходства (включая маломерные суда) до купания в водоемах и полива дачных земельных участков. Это, однако, не означает, что названные виды пользования оказываются вне сферы правового регулирования. Подобные виды пользования регламентируются смежными отраслями законодательства, также предусматривающими экологические по своему характеру требования по туризму, рекреации и т.д.

Рассмотрим подробнее судоходство. При разработке проекта нового Водного кодекса ввелась острая дискуссия по поводу оформления транспортного водопользования. Представители водного транспорта активно возражали против заключения договоров водопользования для нужд судоходства, а также против взимания с транспортных организаций водных платежей по этим договорам. В ходе разработки Водного кодекса РФ 2006 г. интересы водного транспорта были в значительной мере учтены. Однако отсутствие договоров и решений не освобождает транспортные организации от соблюдения экологических обязанностей. Как указано в статье 47 ВК РФ, использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.

Деятельность водного транспорта регламентируется двумя сводами законов: Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ .

СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Согласно статье 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливается режим пользования акваториями и береговой полосой в пределах внутренних водных путей. В названной статье запрещено оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. К сожалению, в настоящее время состояние внутренних водных путей оставляет желать лучшего.

Согласно статье 11 указанного Кодекса предусмотрено возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями физических и юридических лиц на внутренних водных путях. Имеется в виду повреждение или уничтожение средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта. Кроме того, в статье 121 предусмотрена ответственность за ущерб, вызванный разливом с судов нефти или других веществ.

Нормы Кодекса торгового мореплавания РФ касаются в том числе экологических аспектов судоходства. В частности, имеются в виду глава 18 «Ответственность за загрязнение с судов нефтью» и глава 19 «Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ».

Необходимо также рассмотреть водопользование, связанное с рыбным хозяйством. Здесь в нормы комментируемой статьи вкралась неточность. Пункт 7 ч. 3 ст. 11 ВК РФ (о воспроизводстве водных биологических ресурсов) отчасти совпадает с пунктом 10 той же части той же статьи (о рыболовстве, рыбоводстве и охоте), ибо воспроизводство водных биоресурсов и есть рыбоводство.

По водным биоресурсам заключаются договоры пользования рыбопромысловыми участками, предусмотренные Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» .

Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» / Под. ред. В.Н. Гуцуляка. М.: Центр морского права, 2005; Пономарев М.В., Сиваков Д.О., Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.

В статье 40 названного Закона перечислены следующие условия договора пользования рыбопромысловым участком: наименование, площадь, границы участка, сведения о пользователе, разрешенные виды рыбохозяйственной деятельности, срок пользования участком и порядок пользования биоресурсами. Следовательно, в заключении договоров водопользования и в выдаче разрешений на пользование водным объектом нет необходимости.

Порядок изъятия водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий определяется, как известно, законодательством, регулирующим деятельность организаций и предприятий МЧС России. В свое время в различных лесных и лесистых местностях создавались пруды, призванные аккумулировать воду для тушения пожаров. Однако в настоящее время они обмелели, обезводились и замусорились.

Видео (кликните для воспроизведения).

В четвертой части комментируемой статьи предусмотрен общий принцип, определяющий полномочия органов власти по предоставлению в пользование водных объектов или их частей. Заключение договоров или вынесение решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся законными представителями собственника соответствующего водного объекта. Полномочия этих органов по владению, пользованию и распоряжению водными объектами определены статьями 24 — 27 ВК РФ (см. комментарий к этим статьям). Рассматриваемые нами полномочия по предоставлению в пользование физическим и юридическим лицам водных объектов, находящихся в федеральной собственности, могут быть преданы федеральными органами власти органам власти субъектов Федерации.

Источники


  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

  2. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

  3. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
Договор водопользования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here